Уже в возрасте семи лет маленького Николая нельзя было оторвать от бумаги и красок. В этом же возрасте он начал писать рассказы.
Его рассказы «Месть Ольги за смерть Игоря», «Поход Игоря» печатались в журналах «Природа и охота», «Русский охотник». Имелось у Николая и особенное хобби: археологические раскопки. К ним мальчика приохотил археолог Лев Ивановский, часто гостивший в имении Рерихов - Изваре. В окрестностях Извары имелось множество курганов, и 14-летний Коля собственноручно раскопал несколько серебряных и золотых монет X-XI веков.
Отец настаивал на том, чтобы Николай, как самый способный из троих сыновей, продолжал семейное дело и наследовал нотариальную контору, сам же Рерих мечтал сделаться художником. То, как молодой человек разрешил этот спор, выявляет очень важную черту его характера: умение договориться и найти компромисс. В 1893 году Рерих стал студентом императорской Академии художеств и одновременно поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета.
Нагрузка на него свалилась колоссальная, но он оказался сущей рабочей лошадью: был вынослив, силен, неутомим.
Рериховский пейзаж - это исторический пейзаж, предполагающий новое художественное осмысление отношений природы и культуры, Земли и цивилизации.
И человек в этом пейзаже - атом истории, а не психологический тип или индивидуальность.
В зрелости отличительные черты живописного стиля Рериха становятся более явными, стилистика - легко узнаваемой.
Можно с полным основанием утверждать, что Николай Константинович уже подошел в этот период к новой концепции пейзажного образа, который полностью подчинен строго конструктивной системе декоративного стиля.
Эта система шла в пейзажном жанре во многом еще от А.И.Куинджи. Однако сложная символичность, ассоциативность представлений, образов рождает в творчестве Рериха новые, чисто рериховские приемы.
Художнику уже не нужна натура, непосредственные зрительные впечатления: он создает композиции, руководствуясь прежде всего своими концептуальными представлениями.
В 1909 году творчество Н.К.Рериха получает высшее официальное признание - его избирают академиком Академии Художеств.
"Среди жалких груд обесцененных денег человечество обрело бесценное сокровище мирового значения. Любовь, Красота и Действие - вот формула вселенского языка. Эта формула, пока что принадлежащая лишьискусству и сцене, должна войти в каждый дом... Красота и любовь откроет все священные врата. Красотою побеждаем. Красоте слагаем стихи. Красотою объединяемся. И, чуя путь истины, мы с улыбкой встречаем грядущее." (Н.К.Рерих)
www.roerih.ru, Николай Константинович Рерих, 1874-1947 Русский художник, философ, путешественник. E-mail - niko(a)roerih.ru