Рерих-художник решал чисто живописные задачи, но Рерих-мыслитель, культуролог пребывал в поисках общности духовных ценностей древнего славянского и скандинавского мира. Николая Константиновича давно занимала проблема взаимоотношений культур славянских племен и северных народов.
Но постепенно в эту сферу входил и Восток, о путешествии на который художник мечтал с детских лет. Он все более отдавался идее пройти тем самым путем, которым шли древние индо-европейские племена, хотел воспроизвести этот маршрут культурных взаимодействий.
«Великая равнина России и Сибири - после доисторических эпох - явилась ареной для шествия всех переселяющихся народов», - писал художник. «Шествие переселяющихся народов», взаимовлияние Востока, России и Европы стали центром внимания художника. Каков же этот взгляд из России, по богатым и многообразным землям которой прошествовали и на которых осели переселяющиеся народы мира?
Культурологические поиски художника привели его к переосмыслению фольклорного наследия, и в этом Рерих близок тем русским художникам, которые черпали эстетические ценности в фольклоре, в древнерусском искусстве, в народном творчестве, в искусстве «примитива» - в ранних формах развития искусства.
"Рериха можно сравнить с гигантским деревом, пустившим корни глубоко в одном месте, а свои великолепные ветви раскинувшим широко кругом - по всему миру. Из всех современных народов русские имеют, быть может, самых величайших гениев искусства, и если есть какой-либо великий Ренессанс искусства, в глубоком значении Парфенона, то выявление его выпало на долю России. Русскость Рериха не случайна и соединена с его непрерывным маршем по всему миру". (Барнет Д.Конлан)
www.roerih.ru, Николай Константинович Рерих, 1874-1947 Русский художник, философ, путешественник. E-mail - niko(a)roerih.ru