Рерих-художник решал чисто живописные задачи, но Рерих-мыслитель, культуролог пребывал в поисках общности духовных ценностей древнего славянского и скандинавского мира. Николая Константиновича давно занимала проблема взаимоотношений культур славянских племен и северных народов.
Но постепенно в эту сферу входил и Восток, о путешествии на который художник мечтал с детских лет. Он все более отдавался идее пройти тем самым путем, которым шли древние индо-европейские племена, хотел воспроизвести этот маршрут культурных взаимодействий.
«Великая равнина России и Сибири - после доисторических эпох - явилась ареной для шествия всех переселяющихся народов», - писал художник. «Шествие переселяющихся народов», взаимовлияние Востока, России и Европы стали центром внимания художника. Каков же этот взгляд из России, по богатым и многообразным землям которой прошествовали и на которых осели переселяющиеся народы мира?
Культурологические поиски художника привели его к переосмыслению фольклорного наследия, и в этом Рерих близок тем русским художникам, которые черпали эстетические ценности в фольклоре, в древнерусском искусстве, в народном творчестве, в искусстве «примитива» - в ранних формах развития искусства.