На главную    

   Биография

   Живопись

   Хронология    

   Фото архив    

   В поисках    
   Шамбалы    

   "Зажигайте    
   сердца ♥ ♥"   

   Сердце Азии    

   Рерих в    
   Петербурге    

   Статьи о
   Рерихе    

   Статьи
   Рериха    

   Беликов    

   Князева    

   Гостевая

   Музеи

   Ссылки


Николай Рерих
   Николай Рерих
   1939 год




   

Григорий Островский о Николае Рерихе

  
   

Статья Островского

Статья Маковского, часть 1
Статья Маковского, часть 2
Статья Маковского, часть 3
Статья Маковского, часть 4

В поисках Шамбалы, 1
В поисках Шамбалы, 2
В поисках Шамбалы, 3
В поисках Шамбалы, 4

О.Петрова о Рерихе, часть 1
О.Петрова о Рерихе, часть 2
О.Петрова о Рерихе, часть 3
О.Петрова о Рерихе, часть 4
О.Петрова о Рерихе, часть 5
О.Петрова о Рерихе, часть 6
О.Петрова о Рерихе, часть 7
О.Петрова о Рерихе, часть 8
О.Петрова о Рерихе, часть 9
О.Петрова о Рерихе, част 10

"Зажигайте сердца!"

Беликов о Рерихе

Князева о Рерихе

Рерих в Петербурге

   


"Его жизнь могла бы стать темой не одного, а нескольких увлекательных романов. Прежде всего, это была бы книга о выдающемся художнике, наделенном богатым творческим воображением, создавшем несколько тысяч картин, этюдов, театральных декораций. О художнике мировой известности, произведения которого хранятся ныне в музеях Москвы и Бомбея, Нью-Йорка и Новосибирска, Лондона и Ленинграда, Горького и Буэнос-Айреса, Риги и Парижа. Еще книга о крупном ученом, философе, литераторе, поэте, авторе научных и публицистических статей, книг, переведенных на многие языки, видном историке и археологе, немало сделавшем для исследования Древней Руси, изучения и охраны памятников культуры и искусства, языковеде, владевшем множеством европейских и азиатских языков и наречий, знатоке истории, этнографии и географии Центральной Азии. И приключенческая повесть о путешественнике, который исследовал недоступные плоскогорья Тибета, преодолел тридцать пять высочайших горных перевалов Гималаев, пересек пустыни Монголии и Китая. Вдоль и поперек обошел и объездил Европу - от Финляндии до Италии, побывал в Египте и Японии, на Цейлоне и Филиппинах, жил в Англии и Китае, США и Монголии, почти двадцать лет провел в Индии, ставшей его второй родиной.

Наконец, это была бы книга о неутомимом общественном деятеле, пропагандисте русской культуры за рубежом, страстном поборнике мира, инициаторе заключения Международной конвенции о защите культурных ценностей в случае войны. Он был директором и реформатором школы Общества поощрения художеств в Петербурге, основателем Музея и Института объединенных искусств в Нью-Йорке, Гималайского института научных исследований в Индии. В числе его друзей были Л. Толстой и М. Горький, И. Репин и В. Стасов, Рабнндранат Тагор, Джавахарлал Неру. В Индии его называли священным именем Гуру, то есть Учитель.

В долине Кулу, у подножия гималайских вершин стоит памятник с надписью: "13 декабря 1947 года здесь было предано огню тело Николая Рериха - великого русского друга Индии. Да будет Мир".

Круг творческих интересов Н. Рериха определился рано: древняя языческая Русь, славянские племена, Киевская Русь, Север. Со временем его география расширяется, охватывая Финляндию, Скандинавию - прародину художника, позднее Восток - Монголию, Тибет, Гималаи, Индию. Художник вчитывается в полустертые письмена древних летописей, исландские саги и описания арабских и византийских путешественников, всматривается в найденные на раскопках каменные топоры, железные наконечники стрел и копий, ожерелья из речного жемчуга и кусочков кремня. В приднестровских степях ищет языческих идолов, на пологих скифских курганах стоит перед громадными каменными бабами. В мощной кладке древних соборов Углича и Ростова Великого, под стенами псковских монастырей стремится разгадать несокрушимый дух и характер их строителей. О многом расскажут ему и суровые потемневшие лики древних икон, и обломок суздальского изразца, и простая медная братина...

Но Рерих остался бы в искусстве археологом и реставратором, если бы глубокие и разносторонние знания не соединились с сильным творческим воображением. Кольчуги и мечи он явственно видел на отважных славянских воинах, ожерелья - на их женах, невестах, сестрах; к идолам собираются вещие старцы, дабы умилостивить грозных богов. Старинные русские города, некогда столицы сильных княжеств, наполняются толпой смердов, плотников, каменотесов, воинов; рублеными стенами детинца идет сторожевой дозор княжеской дружины, а днепровскими водами плывут челны вещих старцев или нарядные и стремительные струги варяжских гостей. Древняя Русь предстает в картинах Н. Рериха живущей напряженной, тревожной и созидательной жизнью. По ночной реке неслышно скользит долбленая лодка с седым стариком и гребцом. На крутом берегу спит славянское городище, и только рог месяца освещает притихшие воды реки. Тревожную весть везет старик: восстал род на род! Картиной "Восстал род на род (Гонец)" (1897), принесшей молодому художнику радость признания и первого успеха, Рерих открыл обширную серию "Начало Руси. Славяне".

Проникаясь атмосферой далекой старины, художник пишет впечатляющие "Идолы" (1901) с конскими черепами на ограде вокруг капища, воссоздает забытые ритуалы языческой магии ("Заклятие земное", 1907), стилизованную идиллию мирных трудов ("Поморяне", 1906), красочные панорамы ратных дел ("Варяжское море", 1905) и торговых ристалищ ("Славяне на Днепре", 1905). В дни коротких перемирий славяне возводили города ("Город строят", 1902), укрепляли молодую, из года в год растущую державу.

К допетровской Руси обращались многие русские живописцы, но Рерих нашел свои темы и сюжеты, свое отношение к истории, свой живописно-пластический язык. Он редко воспроизводил средствами живописи непосредственные впечатления от натуры. В его картинах, близких скорее к декоративным панно, чем к станковым полотнам, рассчитанным на близкое рассмотрение и как бы интимный контакт со зрителем, яркие и горячие краски, сильные, порой неожиданные сопоставления напряженного и насыщенного цвета. Красные, багровые, пурпурные, оранжевые, желтые тона то сливаются в один аккорд, то противоборствуют с густыми синими и фиолетовыми тонами, то успокаиваются в гармонии звонкого колорита солнечного полдня или приглушенной гамме вечернего заката. Столь же крупно, масштабно видит художник пространство и форму предметов, не раздробленных рефлексами и игрой светотени, а взятых цельными и декоративными массами и плоскостями.

Рерих был прирожденным декоратором и в то же время художником философского склада, склонным к широким идейно-образным обобщениям. Не случайно его так привлекали монументальная живопись и мозаика, театрально-декоративное искусство. Декорации Рериха к "Князю Игорю", "Снегурочке", балету И. Стравинского "Весна священная", с большой силой и размахом воспроизводящие образы Древней Руси, декорации к "Пер Гюнту" Г. Ибсена, операм Р. Вагнера, драмам М. Метерлинка стоят в одном ряду с лучшими достижениями предреволюционной русской театральной живописи. Естественными и органичными были для Рериха живописные символы и аллегории, уходящие истоками в народную мифологию и в то же время тяготеющие к современности и космологическим представлениям. В его монументальных полотнах 1912 - 1914 годов - "Небесный бой", "Меч мужества", "Крик змия", "Короны", "Град обреченный", и другие - слышатся мрачные предчувствия грядущих катаклизмов; недаром Максим Горький назвал Рериха "величайшим интуитивистом современности". В годы первой мировой воины художник проклинал братоубийственную бойню, но высшую справедливость иной, революционной войны художник понять не смог. Прозрение пришло много позже. В 1936 году Рерих писал: "Великая Родина, все духовные сокровища твои, все неизреченные красоты твои, всю твою неисчерпаемость во всех просторах и вершинах - мы будем оборонять. Не найдется такое жестокое сердце, чтобы сказать: не мысли о Родине. И не только в праздничный день, но в каждодневных трудах мы приложим мысль ко всему, что творим, о Родине, о счастье, о ее преуспеянии всенародном".



 Циклы творчества:   Древо преблагое   Страж пустыни   Розовые горы   Меч Гэсера   Печоры   Знаки Христа


  Рекомендуем посетить сайты:

  »  Есть наборы для раскрашивания по номерам основных производителей.

"Деятельность Рериха была подвигом во имя развития мировой культуры. История XX века, пожалуй, не знает имени другого художника, который сделал бы так же много в этой области, как он". (Валентина Князева)

www.roerih.ru, Николай Константинович Рерих, 1874-1947
Русский художник, философ, путешественник. E-mail - niko(a)roerih.ru


Rambler's Top100