Н.К.Рериха многое роднит с эстетико-культурными поисками Гогена, особенно это скажется, когда Николай Константинович обретет свою Индию - как Гоген обрел некогда свою Полинезию. Но для Рериха путь в Индию станет не бегством из европейской культуры, а способом утвердить единство историко-культурного начала человечества. Но это - в будущем, а в первом десятилетии XX века Рерих, подобно Гогену, еще видел в мире первобытных людей идиллический образ гармонии. Праистория, первобытная, родовая жизнь человечества представляется Рериху идеальной в своем бытийственном равенстве, в слитности человека с природой, в труде, в искусстве, без которого немыслимо существование древнего человека.
Для Рериха каменный век - это эпоха гармонии нарождающейся человеческой культуры и природных сил, когда человек еще далек от губительного для Земли господства над ней. В статье «Радость искусству» (1908) Рерих изложил свои взгляды: «Радость жизни разлита в свободном каменном веке. ...Царь лесов медведь, бережливый, могучий и добродушный, быстрый и тяжелый, достигающий и уступчивый,- таков тип человека каменного века. Движимый чудесными инстинктами гармонии и ритма, человек, наконец, вполне вступает в искусство». Безусловно, Николай Константинович осмысляет каменный век как счастливое прошлое человечества.
«Славянские сюжеты» - новый цикл, подготовленный Николаем Константиновичем, основан на тончайшем знании материальной культуры человечества, однако, идеализация древней жизни главенствует и в этом цикле. Отличительные черты живописного стиля Рериха становятся более явными, стилистика - легко узнаваемой. Можно с полным основанием утверждать, что Николай Константинович уже подошел в этот период к новой концепции пейзажного образа, который полностью подчинен строго конструктивной системе декоративного стиля. Эта система шла в пейзажном жанре во многом еще от А.И.Куинджи.
Однако сложная символичность, ассоциативность представлений, образов рождает в творчестве Рериха новые, чисто рериховские приемы. Художнику уже не нужна натура, непосредственные зрительные впечатления: он создает композиции, руководствуясь прежде всего своими концептуальными представлениями. В 1909 году творчество Н.К.Рериха получает высшее официальное признание - его избирают академиком Академии Художеств.
Рериховский пейзаж - это исторический пейзаж, предполагающий новое художественное осмысление отношений природы и культуры, Земли и цивилизации. И человек в этом пейзаже - атом истории, а не психологический тип или индивидуальность.
В предвоенные годы в творчестве Рериха появляются произведения со сложной символикой, с фантастическими сюжетами. Очень характерны в этом отношении «Крик змея» (1914), «Град обреченный» (1912). Они привлекают своей лапидарностью, сочетающейся с напряженной экспрессией чувства. В картины Рерих вводит много красного цвета - излюбленного цвета русских символистов. Он использует известные по Библии образы змея, ангела, всепожирающего огня, причудливо переплетая их с архаическими мотивами славянского и скандинавского эпосов.
Однако символический смысл, который пытался донести до зрителя художник, был тесно сопряжен с современностью - Николай Константинович предчувствовал мировую беду. Так, в картине «Град обреченный» белокаменный город зажат в кольцо телом гигантского огненного удава, но не древний дракон перед нами, а грозная катастрофа первой мировой войны. Культура, сам дух человеческий - в опасности.
«Земля пережила много крахов и потрясений, - писал Николай Константинович. - Но нет ли каких-то отличительных признаков свалившегося сейчас на человечество духовного и материального несчастья? Такой признак есть! И этот признак страшен, если на него не обратить внимание! Это признак всемирного несчастья. Прежде несчастья были групповые или национальные, но сейчас произошел неслыханный интернационализм несчастий. Нет такой страны, нет такого отдаленного острова, которые бы не повторяли речей о несчастье!» Рерих видел страшные признаки вселенской, всекультурной беды и призывал людей вспомнить, что история и культура в своем истоке едины для всех народов. Обращаясь в своих полотнах к общим культурным символам человечества, Рерих предлагал искать выход в защите идеи общности культур.
...Алое пламя в небе и в светлом зеркале озера, в боевых шлемах, знаменах двух неумолимо сближающихся лавин всадников. Мирные зеленые холмы, золотые цветы, птицы - все исчезает в вихре битвы. Алый цвет звучит так мощно, что зеленый цвет кажется только его эхом. Навстречу лавине кровавых бунчуков, воплощающих образ первобытной ярости, устремлены боевые знамена и хоругви русского воинства, царит образ Спаса, солнечного воина Георгия Победоносца. Рвутся враги к светлому граду Китежу, но не найдут к нему дороги...
Трагедия первой мировой войны воспринималась Рерихом как катастрофа - в его творчестве нарастала тема Страшного суда, тема, которой художник никогда не касался в своей религиозной живописи. Суд, творимый самими людьми над культурой и человеческой цивилизацией, хаос, грозящий пожрать былой миропорядок, находят свое символическое выражение в рериховских образах свирепого, губительного пламени, исполинского Змея. На полотнах художника мы видим космический обморок Времени.
А в исторической действительности предчувствие мировой катастрофы ежечасно оправдывается соединением как бы заведомо несовместимых явлений: «русские сезоны» в Париже и забастовка путиловцев в Санкт-Петербурге, «великая говорильня» Государственной думы и алчное ожидание передела мира великими державами, провозглашение идей всеобщего человеческого братства и бесстыдное нарушение нейтралитета Бельгии германскими империалистами.
В эти дни М.Метерлинк, автор «Синей птицы», драматург, казалось, всецело погруженный в мир отвлеченных символов, пишет реалистическую пьесу о своем соотечественнике - расстрелянном немцами бургомистре бельгийского городка. А Рерих остается верным избранной ранее эстетической концепции: минуя индивидуализацию образов, реальные подробности единичного существования, художник идет прямо к обобщениям, к пророчествам, облеченным в образы «последних времен». И все же вера в «священные знаки» не оставляет Рериха. Он ищет смысл славянской истории и не представляет окончательной гибели Родины.
Такой многоликой явилась миру «Держава Рериха». Николай Константинович, однако, понимал, что полностью воплотить свой замысел - открыть миру смысл и сокровенную тайну российской культуры - он не может только художественными средствами. Тема историко-культурной переклички славянства и Востока все более кристаллизовалась в его сознании. Она требовала новых поисков. Она требовала путешествия на Восток.
Революцию художник встретил сочувственно. Он входит в состав комиссии по делам искусств, созданную в марте 1917 года по инициативе и пот председательством А.М.Горького. Первый советский биограф Н.К.Рериха П.Ф.Беликов писал: «Приняв Октябрьскую революцию как неизбежный этап развития человеческого общества, как крушение старого и рождение нового мира, Рерих подходил к пониманию последнего своим кружным путем. Однако, по его глубокому убеждению, именно этим путем шли и должны были достичь Нового мира народы Азии... Их духовное сближение с народами Советского Союза он хотел видеть во взаимопроникновении идей коммунизма и древнего общинного учения Будды».
"Картины Рериха напоминают нам многое из нашей истории, нашего мышления, нашего культурного и духовного наследства, многое не только о прошлом Индии, но и о чем-то постоянном и вечном. И мы чувствуем, что мы в долгу у Николая Рериха, выявившего этот дух в своих великолепных полотнах". (Джавахарлал Неру)
www.roerih.ru, Николай Константинович Рерих, 1874-1947 Русский художник, философ, путешественник. E-mail - niko(a)roerih.ru