Николай Константинович Рерих (1874-1947) принадлежит к поколению тех деятелей культуры, кому в духовных поисках впервые открылась сложная и противоречивая эпоха нашего столетия. Рерих очень рано наметил те духовные ориентиры, которые и предопределили высокую гуманистическую направленность его разносторонней деятельности: он верил в одухотворяющую силу человеческой культуры, верил в исходное единство культур различных народов и все свои силы и дарование отдавал Отечеству.
Творческое наследие Николая Константиновича занимает в истории русской культуры особое место, и место это определено универсализмом деятельности Рериха. Архитектор, станковист, график, мастер декоративно-прикладного искусства, археолог, ученый, писатель, общественный деятель, - все эти стороны своего дарования Рерих объединил в стремлении духовного утверждения России в мировой культуре.
Именно тема Руси, России, тема ее культурной самобытности и одновременно глубинной общности с иными народами и культурами цементирует столь, казалось бы, различные стороны деятельности Рериха в единое смысловое целое. Судьбы этой темы - сначала в живописи, а затем и в научно-общественной работе Рериха - мы и попытаемся проследить.
У истоков
Н.К.Рерих родился 10 октября 1874 года в Петербурге в семье известного нотариуса Петербургского окружного суда Константина Федоровича Рериха, чьими трудами была во многом подготовлена реформа 1861 года, отменившая крепостное право. Фамилия Рерих принадлежала датско-норвежскому роду, выходцы из которого переселились в Россию в первой половине XVIII века. Мать Николая Константиновича Мария Васильевна, урожденная Калашникова, имела крепкие корни во многих поколениях русского купечества.
Среди клиентов отца художника и друзей дома Рерихов в Васильевской части, первый участок, Университетская набережная, дом 25, преобладали ученые, общественные деятели прогрессивно-либеральной ориентации, писатели. Контактов с людьми, настроенными радикально, отец художника, однако, избегал.
В гостиной Рерихов можно было встретить историка Н.И.Костомарова, правоведа К.М.Кавелина, химика Д.И.Менделеева, востоковедов К.Ф.Голстунского, А.М.Позднеева, видного агронома А.Ё.Советова, обобщившего в своих трудах лучшие достижения русской народной земледельческой традиции.
С детства будущий художник увлекается чтением исторических книг, любит слушать старинные предания, мечтает о путешествиях. У мальчика развивается богатая фантазия, пытливый интерес к Древней Руси и ее северным соседям. Учился Николай Константинович в частной и достаточно элитарной гимназии К.И.Мая, где его однокашниками оказались такие видные в будущем российские деятели, как Александр Бенуа, Константин Сомов, Дмитрий Философов.
В 1891 году друг семьи Рерихов скульптор М.О.Микешин обратил внимание родителей на склонность Николая Константиновича к рисованию и преподал ему первые уроки мастерства.
В 1893 году Рерих решает поступить в Академию художеств. Но отец требует от него «твердой профессии», которая должна обеспечить ему надежное положение в обществе. И в том же году Николай Константинович становится студентом юридического факультета Университета. Тема его юридических изысканий в период студенчества, однако, связана не с современным правом, а с изучением правовых актов и других документов, определявших жизнь художников в период русского средневековья.
Помимо этого, Рерих пробует себя и в литературных жанрах. Он пишет небольшие рассказы, очерки, аллегорические сказки, стихи.
Огромное влияние оказывает на Рериха и музыка Римского-Корсакова, Глазунова, Лядова, Аренского. Рерих становится постоянным слушателем Беляевских симфонических концертов в Дворянском собрании, концертов Русского музыкального общества в консерватории. Познакомившись с музыкальным и художественным критиком В. В. Стасовым, который в ту пору заведовал художественным отделом Публичной библиотеки, молодой человек начинает под влиянием личности Стасова серьезно изучать древние летописи, книги, грамоты.
Решающую роль в формировании художественного таланта Рериха сыграл его учитель Архип Иванович Куинджи, в мастерскую которого Рерих поступает 30 октября 1895 года. Серьезная работа начинается над пейзажами с натуры, Николай Константинович осваивает достижения русских пейзажистов.
В русском изобразительном искусстве рубежа XX века развивались направления эпического, лирического и декоративно-синтезирующего пейзажа. Лучшие представители этих направлений И.И.Шишкин, А.К.Саврасов, А.И.Куинджи имели своих учеников, последователей, даже более того - школу мастерства.
Колористические и декоративные особенности живописного строя Куинджи повлияли на творчество его учеников. Н.К.Рерих оказался в числе тех, кто, не копируя учителя, сумел перенять самую суть подхода к цвету, форме и ритму в живописи. Отметим сразу, что все взятое у Куинджи Рерих очень скоро попытался использовать в работе над своей собственной, глубоко самобытной темой.
Он начинает работать над серией картин о древних славянах, получившей название «Начало Руси. Славяне». Рерих не стремился воссоздать определенные исторические события, как это вообще было принято в Академии. И хотя он воскрешает минувшее на основе научных данных археологии, сущность его работ в поэтическом воплощении далекой эпохи, в попытке понять ее пластику, ее, если можно так выразиться, ведущий стиль. Серию картин Рериха начинала работа «Гонец» («Восста род на род») (1897).
В предреволюционные годы Рерих, несмотря на возражения B.В.Стасова, сближается с художниками группы «Мира искусства». Сближение оказалось плодотворным. Рерих завоевал статус почетного члена Осеннего Салона в Париже, стал участником выставок «Два века русской живописи и скульптуры», наконец, знаменитых Русских сезонов 1909-1914 годов, организованных C.П.Дягилевым; искусство Рериха-сценографа сделалось событием мировой художественной жизни.
Полотна и декорации Рериха соседствуют с работами А.Я.Головина, А.Н.Бенуа, К.А.Коровина, Н.Н.Сапунова, Н.С.Гончаровой, М.Ф.Ларионова. Подобно этим молодым мастерам, Рерих верил, что наступивший XX век станет веком расцвета русской школы искусства.
Особую роль в становлении творческого метода художника сыграло обращение к древне-русской иконописи. Вникая в художественный канон, в соответствии с которым создавалась икона, Рерих постиг тайну того, как превращается холст в плоскость, излучающую свет. Он сумел понять, как средневековый мастер, соотнося массы света и теней, достигал эффекта внутреннего сияния, столь характерного для темперной живописи.
Проблему культурного наследия, волновавшую многих художников, Рерих понимает как возрождение высоких духовных ценностей, которые только и способны гармонизировать всю совокупность отношений человека с миром. Рерих - прирожденный диалектик, для него все в мире представляется взаимосвязанным; образ мира в его полотнах - это выражение внутренней связи законов природы и законов человеческого духа, образующих в своем единстве неповторимые облики культурно-исторических эпох.