На главную    

   Биография

   Живопись

   Хронология    

   Фото архив    

   В поисках    
   Шамбалы    

   "Зажигайте    
   сердца ♥ ♥"   

   Сердце Азии    

   Рерих в    
   Петербурге    

   Статьи о
   Рерихе    

   Статьи
   Рериха    

   Беликов    

   Князева    

   Гостевая

   Музеи

   Ссылки


Николай Рерих
   Николай Рерих
   1939 год




   

Оксема Петрова о Николае Рерихе. На вершинах

  
   

Статья Островского

Статья Маковского, часть 1
Статья Маковского, часть 2
Статья Маковского, часть 3
Статья Маковского, часть 4

В поисках Шамбалы, 1
В поисках Шамбалы, 2
В поисках Шамбалы, 3
В поисках Шамбалы, 4

О.Петрова о Рерихе, часть 1
О.Петрова о Рерихе, часть 2
О.Петрова о Рерихе, часть 3
О.Петрова о Рерихе, часть 4
О.Петрова о Рерихе, часть 5
О.Петрова о Рерихе, часть 6
О.Петрова о Рерихе, часть 7
О.Петрова о Рерихе, часть 8
О.Петрова о Рерихе, часть 9
О.Петрова о Рерихе, част 10

"Зажигайте сердца!"

Беликов о Рерихе

Князева о Рерихе

Рерих в Петербурге

   


Неудача поисков пути в Индию через метрополию привела Николая Константиновича в США - ведь именно из этого государства начала в свое время путь в Индию и Е.П.Блаватская. Николай Константинович в течение годичного пребывания в США развернул довольно энергичную работу: в Нью-Йорке открылся музей Рериха, обладавший функциями международного образовательного центра; возникло также и несколько обществ, действовавших под его эгидой. Изучение индийской традиционной культуры стало одним из важнейших направлений в работе этих организаций. Данное обстоятельство и сыграло решающую роль в осуществлении первой поездки Рериха в Индию в 1923-1924 годы.
Кроме организационных вопросов подготовки к путешествию перед Рерихом стояла проблема пополнения академических знаний о традиционной культуре Индии, ее религиозно-философских учениях, об искусстве Индии и Тибета. Николай Константинович очень внимательно следил за развитием востоковедения на Родине. В его личных записях часто встречаются имена таких крупных российских ученых-востоковедов, как С.С.Ольденбург, Ф.И.Щербатской, О.О.Розенберг, Б.Я.Владимирцов. Необходимо отметить, что российское востоковедение и, в особенности буддология первой трети XX века, занимало ведущее место в мировой ориенталистике.
Николай Константинович, лично знавший многих русских ученых и путешественников, довольно хорошо представлял себе задачи полевого, экспедиционного востоковедения, необходимость его соединения с теоретической работой. Именно в расчете на то, чтобы иметь рядом с собой высококвалифицированного в теоретическом отношении коллегу, Рерих и планировал востоковедное образование своего старшего сына Юрия Николаевича. В этом особенно ярко проявилась очень рано сформировавшаяся цельность в замыслах Рериха. Востоковедная подготовка его старшего сына началась еще в Петербурге, в гимназический период у А.Руднева и Б.Тураева. Затем, уже в Лондоне, Юрий Николаевич продолжил свое образование на индо-иранском отделении Школы восточных языков, а в Гарвардском университете (США) и Сорбонне (Франция) сын Рериха завершил совершенствование востоковедных знаний.
Таким образом, в 1923 году рядом с Н.К.Рерихом находился глубоко и всесторонне эрудированный молодой коллега, готовый поддержать его во всех начинаниях.
Первая поездка в Индию заняла сравнительно небольшое время - десять месяцев, девять из которых Рерихи провели в Сиккиме, небольшом княжестве на южном склоне Восточных Гималаев. Примечателен маршрут, которым проследовал Николай Константинович с семьей: Бомбей - остров Элефанта - Джайпур - Дели - Агра - Сарнатх (с его древнейшими буддийскими памятниками) - Бенарес - Калькутта - Дарджилинг, а затем уже Сикким. Первичное ознакомление с достопримечательностями этих мест происходило в относительной поспешности. Н.К.Рериха привлекали не долины Индии и даже не культура ее крупных городов, а северные горные области, граничащие с Тибетом. Свое внимание Николай Константинович, как это видно из его переписки тех лет, мотивировал глубокой приверженностью задаче изучения буддизма. Буддизм интересовал семью Рерихов как в форме письменных и материальных памятников, так и в форме живой современной религии, характерной для Тибета и приграничных районов Индии.
Стремление Рериха в Индо-Тибетский регион вполне совпадало с его стратегической жизненной задачей - способствовать развитию контактов между народами Востока и СССР. В свете этого особое внимание к буддизму объяснялось, в частности, тем что на территории СССР - в Советской Бурятии и Калмыкии - функционировала живая буддийская религия, причем с конфессиональным подчинением Тибету. Именно поэтому первая конкретная цель Николая Константиновича сводилась к установлению личных связей в среде зарубежных, прежде всего тибетских, буддистов.
Приезд Рерихов в Сикким совпал с необычной для традиционного буддийского мира конфликтной ситуацией. Второе после Далай-ламы лицо в буддийской духовной иерархии Панчен открыто выразил свою оппозиционность Лхассе - центру, диктовавшему религиозную политику Тибета и практически регламентировавшему экономическую жизнь буддийской общины. Панчен, согласно распространившимся версиям, скрылся в Сиккиме у своих сторонников или ушел в Китай. Обстановка в Индо-Тибетском регионе обострилась.
Николай Константинович отрицательно относился к официальной буддийской верхушке в Лхассе. Далай-лама и его окружение, как подчеркивал Н.К.Рерих, последовательно проводят антинародную политику и тем самым способствуют разрушению подлинно буддийских ценностей. Именно поэтому внимание Николая
Константиновича и привлек мятежный Панчен, выступивший против экономической политики Далай-ламы, которая имела разорительные последствия для рядового населения Тибета.
Н.К.Рерих сумел тактично воспользоваться обнаружившимся в среде буддийского руководства противоречием, чтобы установить контакт с Панченом и его сторонниками, он даже вступил с Панченом в личную переписку. Этот факт говорит о многом: Н.К.Рериху было известно место пребывания Панчена, чего не знал сам Далай-лама, у Н.К.Рериха возникли доверительные связи в сообществе, закрытом, как правило, для европейца. Таким образом, уже в ходе первой поездки в Индию Николай Константинович заложил основу успеха своей будущей деятельности на Востоке.
Н.К.Рерих никогда не оглашал имена своих влиятельных друзей из буддийского мира. Но дело здесь не только в свойственной Николаю Константиновичу скромности. Имя в традиционной Индии, где возник и откуда распространился буддизм, не значило так много, как в Европе. На первом месте в индийской культуре стоял идеал святости, духовного освобождения - через преодоление низменно эгоистических рамок личности. В мире буддийских ценностей родовое имя рассматривалось не более, как условность, а имя монашеское говорило о степени продвинутости на пути к просветлению. Соблюдая эту традиционную анонимность, Николай Константинович называет своих друзей обобщенно - Махатмы.
Что же искал Н.К.Рерих в общении с теми, кого именовал Махатмами? Николай Константинович видел в буддизме-религии без бога, без души и без свободы воли - воплощенный идеал «научной религии». Его привлекали в сочинениях классических буддийских теоретиков учения о всеобщей причинно-следственной связи явлений (включая психическую жизнь человека), о времени и пространстве, о сознании и путях его преобразования. Но более всего Николай Константинович интересовался социальными установками буддизма, утверждением равных духовных возможностей людей вне зависимости от их общественного положения.
В идеальной буддийской общине Рерих усматривал параллель проекту того общества, которое строилось в СССР.

 далее...


 Циклы творчества:   Древо преблагое   Страж пустыни   Розовые горы   Меч Гэсера   Печоры   Знаки Христа


  Рекомендуем посетить сайты:

  » 

"Истинные ценители прекрасного очень чувствительны к идее, вложенной в краски, музыку или линии. Истинное искусство передает через внешнюю форму идею и чувство, заключенную в ней." (Н.К.Рерих)

www.roerih.ru, Николай Константинович Рерих, 1874-1947
Русский художник, философ, путешественник. E-mail - niko(a)roerih.ru


Rambler's Top100