На главную    

   Биография

   Живопись

   Хронология    

   Фото архив    

   В поисках    
   Шамбалы    

   "Зажигайте    
   сердца ♥ ♥"   

   Сердце Азии    

   Рерих в    
   Петербурге    

   Статьи о
   Рерихе    

   Статьи
   Рериха    

   Беликов    

   Князева    

   Гостевая

   Музеи

   Ссылки


Николай Рерих
   Николай Рерих
   1939 год




   

Оксема Петрова о Николае Рерихе. Поиски пути в Индию

  
   

Статья Островского

Статья Маковского, часть 1
Статья Маковского, часть 2
Статья Маковского, часть 3
Статья Маковского, часть 4

В поисках Шамбалы, 1
В поисках Шамбалы, 2
В поисках Шамбалы, 3
В поисках Шамбалы, 4

О.Петрова о Рерихе, часть 1
О.Петрова о Рерихе, часть 2
О.Петрова о Рерихе, часть 3
О.Петрова о Рерихе, часть 4
О.Петрова о Рерихе, часть 5
О.Петрова о Рерихе, часть 6
О.Петрова о Рерихе, часть 7
О.Петрова о Рерихе, часть 8
О.Петрова о Рерихе, часть 9
О.Петрова о Рерихе, част 10

"Зажигайте сердца!"

Беликов о Рерихе

Князева о Рерихе

Рерих в Петербурге

   


Работа Рериха - ученого, путешественника, борца за мир и сохранение памятников культуры протекала три последние десятилетия его жизни (1918-1947) за рубежами нашей Родины. Именно этот период оказался наиболее плодотворным для Рериха- археолога, этнографа, организатора международных научных и культурных связей. Однако для верного понимания идейного смысла всей этой работы и в конечном счете пафоса всей жизни Николая Константиновича необходимо иметь в виду, что Рерих никогда не считал себя эмигрантом и не являлся эмигрантом ни юридически, ни фактически. Пребывая за границей, Николай Константинович не воспользовался возможностью получить так называемый нансеновский паспорт, определявший статус политического беженца из Советской России. Никогда он не выражал и желания принять иностранное подданство. Напротив, Рерих рассматривал себя и членов своей семьи как путешественников-исследователей, ставящих своей целью «работу на Россию» (Н.К.Рерих), и поэтому никогда не хотел обосноваться за рубежом на постоянное жительство.
Рерих не переставал считать себя подданным той реально существующей России, которая из царской, имперской превратилась в Советскую, а затем и в СССР. Но получение советского паспорта лишило бы Николая Константиновича возможности проводить экспедиционную и научную работу в Индии и Тибете, куда он стремился. Тем не менее для решения проблем, которые Рерих ставил перед собой, ему в равной степени были необходимы и Россия, и Индия. Свою позицию человека, обеспечивающего русское культурное присутствие в регионе, закрытом в тот период для граждан Советской России, Николай Константинович определил метафорой «стоять в дозоре».
Несмотря на серьезные и многообразные препятствия, замыслы Рериха осуществлялись. За период своей научной и общественной деятельности за рубежом Рерих в соответствии с логикой задуманного проделал весьма значительный путь - как в прямом, так и в переносном смысле. Основные вехи этого пути включают первую - ознакомительную - поездку в Азию (Сикким и Бутан) и установление личных связей в Индо-Тибетском регионе (1924), факт организации международного научно-исследовательского центра в Индии (Кулу, 1928), а затем, уже в 40-е годы, практическое обсуждение перспектив создания Индо-Русской культурной ассоциации. Николай Константинович сформировал и возглавил две сложнейшие длительные экспедиции: грандиозную Центрально-Азиатскую (1924-1928) и весьма опасную и напряженную Маньчжуро-Китайскую (1934-1935). Вся эта огромная подвижническая работа обрела свое гармоничное завершение в Пакте о международной охране памятников истории и культуры (известном как Пакт Рериха) - юридическом документе, актуальность которого в значительной степени возрастает в наши дни.
Деятельность Рериха как путешественника-востоковеда может быть с полным основанием названа подвигом во славу и на благо Родины. Задумав осуществить русское культурное присутствие в Индии, Николай Константинович толковал это свое будущее поприще как путешествие в широком смысле слова. А такое путешествие - длиною в треть жизни - требовало четкого замысла, продуманной тактики и основательной подготовки. Подготовка эта, как можно судить по дневниковым записям и усилению индийских мотивов в литературных произведениях Николая Константиновича, началась уже в Финляндии в 1917-1919 годах. Однако самым серьезным оставался вопрос: какую дорогу в Индию следует предпочесть, чтобы обойти препятствия английской колониальной администрации? Прямой путь - через Советскую Россию, которой Великобритания отказала в дипломатическом признании,- исключался. По этой же дипломатической причине принципиально исключался и советский паспорт. Николай Константинович был вынужден принять единственно приемлемое и точное в общественно-политическом смысле решение: продвигаться в колониальную Индию через Западную Европу, через метрополию.
Этот предварительный западно-европейский этап занял долгие четыре года (1919-1923). Рерих в этот период объехал с выставками западно-европейские государства и вызвал живейший интерес к себе в среде русской эмиграции. Такие видные художники, как С.Судейкин, М.Ларионов, Н.Гончарова и другие коллеги Николая Константиновича по выставкам и работе совместно с труппой С.П.Дягилева, первыми восторженно откликнулись на приезд Рериха.
Бесполезной оказалась попытка Николая Константиновича использовать содействие Теософского общества, с членом которого Вл.А.Шибаевым Рерих тоже познакомился в Лондоне в 1920 году. К Шибаеву Рериха первоначально привлекло то важное обстоятельство, что Шибаев состоял в тесной деловой переписке с Анни Безант, главой теософов в Индии, принимавшей активное участие также и в борьбе колонии за самоуправление (так называемый гомруль). Благодаря контактам с Шибаевым Рерих получил несколько приглашений в Индийский теософский центр (Адьяр), где первоначально намеревался заняться настенной росписью. Однако интриги в среде теософских руководителей, засилие оккультизма, борьба за власть и влияние и соответственно ненавистная для Рериха необходимость взять чью-либо сторону в этой борьбе оттолкнули Николая Константиновича от теософов.
Постепенно «теософский канал» сношений с Индией сходит на нет.
В 1920 году в Лондоне Николай Константинович активно работает над серией панно «Сны Востока». Индийская тема в художественном творчестве Рериха привлекла к нему внимание великого индийского поэта и писателя Рабиндраната Тагора. Их встреча произвела на Николая Константиновича сильнейшее впечатление и положила начало длительному сближению этих двух крупных деятелей мировой культуры. Тагор сумел по достоинству оценить русского художника, его духовные и культурологические поиски. В 1921 году в нью-йоркском журнале «Артс» выходит статья Тагора о Рерихе - одна из первых публикаций о нем в США.
В Англии Николай Константинович обрел и многих других сторонников, среди них можно назвать Г. Уэллса, Ф.Бренгвина. Эти знакомства способствовали росту его популярности в Индии. Уже в 1920 году в центральном калькуттском журнале «Модерн Ревью» публикуются стихи Рериха, а затем и статья Дж.Финджера «Николай Рерих». Однако восторженное отношение английской творческой и научной интеллигенции к Николаю Константиновичу не успокоило подозрительности должностных лиц Британской империи, ответственных за ее колонии, а значит, и не открыло для него пути в Индию. Английская спецслужба, в которой традиционно господствовали антирусские настроения, вдвойне питала настороженность к Рериху: он был русским дворянином и одновременно в его поведении и высказываниях не замечалось чего-либо антисоветского.

 далее...


 Циклы творчества:   Древо преблагое   Страж пустыни   Розовые горы   Меч Гэсера   Печоры   Знаки Христа


  Рекомендуем посетить сайты:

  »  Любые рулевые наконечники для иномарок в широком ассортименте на нашем складе.

"Рериха можно сравнить с гигантским деревом, пустившим корни глубоко в одном месте, а свои великолепные ветви раскинувшим широко кругом - по всему миру. Из всех современных народов русские имеют, быть может, самых величайших гениев искусства, и если есть какой-либо великий Ренессанс искусства, в глубоком значении Парфенона, то выявление его выпало на долю России. Русскость Рериха не случайна и соединена с его непрерывным маршем по всему миру". (Барнет Д.Конлан)

www.roerih.ru, Николай Константинович Рерих, 1874-1947
Русский художник, философ, путешественник. E-mail - niko(a)roerih.ru


Rambler's Top100