На главную    

   Биография

   Живопись

   Хронология    

   Фото архив    

   В поисках    
   Шамбалы    

   "Зажигайте    
   сердца ♥ ♥"   

   Сердце Азии    

   Рерих в    
   Петербурге    

   Статьи о
   Рерихе    

   Статьи
   Рериха    

   Беликов    

   Князева    

   Гостевая

   Музеи

   Ссылки


Николай Рерих
   Николай Рерих
   1939 год




   

Оксема Петрова о Николае Рерихе, продолжение

  
   

Статья Островского

Статья Маковского, часть 1
Статья Маковского, часть 2
Статья Маковского, часть 3
Статья Маковского, часть 4

В поисках Шамбалы, 1
В поисках Шамбалы, 2
В поисках Шамбалы, 3
В поисках Шамбалы, 4

О.Петрова о Рерихе, часть 1
О.Петрова о Рерихе, часть 2
О.Петрова о Рерихе, часть 3
О.Петрова о Рерихе, часть 4
О.Петрова о Рерихе, часть 5
О.Петрова о Рерихе, часть 6
О.Петрова о Рерихе, часть 7
О.Петрова о Рерихе, часть 8
О.Петрова о Рерихе, часть 9
О.Петрова о Рерихе, част 10

"Зажигайте сердца!"

Беликов о Рерихе

Князева о Рерихе

Рерих в Петербурге

   


Особую роль в становлении творческого мышления Рериха сыграло его сотрудничество с Римским-Корсаковым, создавшим свою теорию «цветового звукосозерцания». Римский-Корсаков, убежденный в том, что для каждого цвета существует своя собственная тональность, развил в Рерихе удивительную способность «слышать цвет». Эта способность проявилась в картине Рериха «Гонец» и в другой его работе «Сходятся старцы» (1899).
Однако «Гонец» более всего важен своей мировоззренческой основой. «Восста род на род» - это строки из «начальной летописи», повествующей о межродовой распре племен, населявших просторы Русской равнины и Северо-Запада. «Обильная земля» славян нуждалась в упорядоченной власти.
Несомненно, «Гонец» свидетельствует о том, что Рерих - ученик Куинджи: торжественный покой лунной ночи, пронизанной то голубым, то зеленым светом, тень берега на воде - все это невольно заставляет вспомнить романтические полотна Куинджи. Но в «Гонце» появляется и то особенное, индивидуально-рериховское, что сразу привлекает внимание к самобытности молодого художника: Третьяков приобретает его картину, о ней высоко отзываются Стасов, Л. Н. Толстой. В этой работе была не только особая романтическая взволнованность, присущая Рериху. В картине угадывалась программность. И действительно «Гонец» послужил началом создания большого цикла полотен «Славяне». Проницательные зрители увидели в «Гонце» своеобразный художественный пролог к этому циклу.
В 1899 году Рерих опубликовал очерк «По пути из варяг в греки», посвященный путешествию из Петербурга в Новгород Великий. Путешествия художника предваряли появление все новых и новых картин славянского цикла, которые представляли собой попытку живописной интерпретации истории восточного славянства.
Подчеркнем, Рерих никогда не доверял одной только творческой фантазии, его художественным реконструкциям истории предшествовал квалифицированный научный поиск. Ежегодно секретарь Общества поощрения художеств (он им становится в 1898 году), действительный член императорского Археологического общества, дипломированный живописец, окончивший Академию художеств, историк и правовед, завершивший юридическое образование в Университете, отправляется в экспедиции, путешествия под Новгород или на Саровское городище возле Ростова Великого, в Бологое или на Гнездовские курганы под Смоленском. Раскопки курганов, открывшие во фрагментах для Рериха материальные условия жизни славян XI-XII веков, позволили художнику как бы изнутри увидеть духовное наполнение этой жизни. В 1901 году появляются известные работы Н.К.Рериха «Идолы» и «Заморские гости». В «Идолах» перед зрителем предстает языческое капище: за частоколом с черепами жертвенных животных фигуры деревянных божеств, озирающих окрестный ландшафт, господствующих над ним. Давно ушедший в глубину истории сакральный мир славянских поверий вдруг обнаруживает себя, заставляет вспомнить, что мистерия сотворения космоса - основа культурных представлений людей. Эта работа по живописному языку значительно отличается от более ранних. В ней появляется обобщенность формы, завершенность, четкость рисунка, целостность композиции.
Однако наиболее важным для понимания культурологической концепции Н.К.Рериха является полотно «Заморские гости». Николай Константинович видел в призвании варягов на русское княжение глубоко положительный факт межкультурного взаимодействия: варяги несли славянам правовую цивилизованность, а не войну и погибель.
В реальной истории жестокость варяжских набегов отпечаталась с неопровержимой четкостью. Но Николай Константинович оставляет в стороне эти кровавые предания. Он хочет закрепить в своей концепции не межкультурные конфликты, которые низводили людей к варварству, а взаимообогащающие контакты. Варяги для славян, по мысли Рериха, - это заморские гости, а не заморские враги. Приглашение варягов на княжение - это не унижение, а признание важной роли права в культуре.
В канун нового тысяча девятисотого года на вопрос, чего он не хочет в будущем, Рерих отвечает: «Гибели на Руси самобытности и национальности». Он продолжает работать над славянской темой: «Городок» (1902); «Город строят» (1902); «Славяне на Днепре» (1905) и др.
В 1903-1904 годах Николай Константинович и Елена Ивановна посетили более сорока городов, теснейшим образом связанных с русской историей: Ярославль, Кострому, Казань, Нижний Новгород, Владимир, Суздаль, Ростов Великий, Изборск, Псков, Смоленск и др. Сказания, обычаи, ремесла, народная музыка, архитектура- все изучалось Рерихами подробно, обстоятельно. Русская природа при этом осознавалась художником как духовная целостность: синие реки, леса, студеные озера, луга, утренние и вечерние зори - это не фон, не декорация исторических сцен, а живые явления той таинственной целостности, которая некогда породила человеческий разум.
В поездках 1903-1904 годов художник создает большую серию архитектурных этюдов, названную «Памятник нашей былой славы». Серия насчитывала около 90 произведений. Среди них такие известные, как «Ростов Великий», «Печерский монастырь», «Смоленские башни», «Городская стена в Изборске», «Воскресенский монастырь в Угличе», «Старый Псков» и др. Художник подчеркивает белизну как важнейший смыслообразующий элемент архитектуры белокаменной Руси. Позднее в своих индийских полотнах Рерих столь же отчетливо укажет зрителю на белоснежные вершины Гималаев. Белокаменная Русь, белоснежные Гималаи... Именно так - через всевбирающую незапятнанность только и можно намекнуть на подлинную обитель духа, таящуюся в каждом человеке.
Но Рерих-художник последовательно стремился оставаться верным зрительному, фактурному началу. Мощь зданий кажется стихией камня, слитой с зеленью травы и голубизной неба. Пространственные ритмы, лаконизм, декоративность колористического решения становятся торжественной и величавой музыкой, звучащей живописью.
В эти годы Рерих начинает писать на цветных холстах. Применение цветного холста мы видим в натурных этюдах архитектурной серии. Бодрый мажорный лейтмотив объединяет эту серию. В тонких по способу решения живописных задач работах чувствуется глубокое понимание характера древних памятников, восторженное отношение к богодухновенным творениям древнерусских зодчих. Картины Рериха, построенные на глубоком знании исторического материала, одновременно насыщены и определенным мировоззренческим содержанием.
Открытие культуры Древней Руси, ее зодчества, живописи, фресок, фольклора, быта (в путешествиях был собран большой этнографический материал) положило начало новому периоду жизни и творчества Рериха. Родилась поэма о Руси, о славянах - об открытии мира, о человеческом мужестве, о братстве людей, о радости познания, о строительстве восточно-славянского космоса. Древняя Русь - страна, как говорил художник, «которая никогда не стареет». Безусловно, эта поэтическая страна идеализировалась Рерихом - он относил к ней такие универсальные характеристики, как «чувство собственного достоинства», самобытность жизненного уклада и извечное стремление к красоте, совершенству.
Рерих выступает в печати, популяризируя древнерусское искусство, призывая к охране памятников старины, представляющих огромное национальное достояние. XX век - век эстетического открытия прошлого: древнерусской архитектуры, мировой художественной ценности русской иконы, народных промыслов, народного искусства. Но XX век - и время забвения и разрушения прошлого, время попыток его скомпрометировать, обесценить его духовные идеалы. Это противоречие Рерих ощущал благодаря своей необычной культурной интуиции.

 далее...


 Циклы творчества:   Древо преблагое   Страж пустыни   Розовые горы   Меч Гэсера   Печоры   Знаки Христа


  Рекомендуем посетить сайты:

  »  Стоит купить нож benchmade перед туристическим сезоном.

"Все мои картины, прежде чем быть запечатлеными на полотне, прошли сквозь моё воображение. Их содержание и форма показывает характер полетов мысли. Мысль человека воплощается в картине в видимые формы. Это и есть процесс боготворчества." (Н.К.Рерих)

www.roerih.ru, Николай Константинович Рерих, 1874-1947
Русский художник, философ, путешественник. E-mail - niko(a)roerih.ru


Rambler's Top100