На главную    

   Биография

   Живопись

   Хронология    

   Фото архив    

   В поисках    
   Шамбалы    

   "Зажигайте    
   сердца ♥ ♥"   

   Сердце Азии    

   Рерих в    
   Петербурге    

   Статьи о
   Рерихе    

   Статьи
   Рериха    

   Беликов    

   Князева    

   Гостевая

   Музеи

   Ссылки


Николай Рерих
   Николай Рерих
   1939 год




   

Оксема Петрова о Николае Рерихе, продолжение

  
   

Статья Островского

Статья Маковского, часть 1
Статья Маковского, часть 2
Статья Маковского, часть 3
Статья Маковского, часть 4

В поисках Шамбалы, 1
В поисках Шамбалы, 2
В поисках Шамбалы, 3
В поисках Шамбалы, 4

О.Петрова о Рерихе, часть 1
О.Петрова о Рерихе, часть 2
О.Петрова о Рерихе, часть 3
О.Петрова о Рерихе, часть 4
О.Петрова о Рерихе, часть 5
О.Петрова о Рерихе, часть 6
О.Петрова о Рерихе, часть 7
О.Петрова о Рерихе, часть 8
О.Петрова о Рерихе, часть 9
О.Петрова о Рерихе, част 10

"Зажигайте сердца!"

Беликов о Рерихе

Князева о Рерихе

Рерих в Петербурге

   


Чем больше путешествовал художник по святым местам, тем отчетливее виделись ему контрасты прекрасного прошлого и оскудения современной России. Разрушались памятники национальной архитектуры, приходили в упадок, исчезали народные промыслы, уничтожались русские иконы, самобытность и историческая определенность которых не выносила грубого реставрационного поновления. Самоуверенное невежество и холодное ремесленничество легко проникали в реставрационное дело, научные принципы которого начали складываться в XX веке. Научная строгость и художественное вдохновение не всегда владели умом и душой реставратора. Ремесленническое поновление, далекое от понимания стиля эпохи восстанавливаемого памятника, было названо Рерихом «тихим погромом». Николая Константиновича глубоко возмущали «погромы», которым подверглись Мирожский монастырь во Пскове, ярославский храм Николы Мокрого, новгородская церковь Спаса на Нередице.
Особенно тяжелое впечатление на Рериха произвела «реставрация» Спаса на Нередице - храма, перестроенного, по словам Николая Константиновича, в соответствии с «мертвой буквой Византии». Рерих всегда видел связь архитектурного памятника с «живым силуэтом» русской природы и подчеркивал необходимость понимания этой неразрывной связи в деле научной реставрации.
Иконопись и фрески также требовали самого вдумчивого к себе отношения, так как сплошь и рядом ценнейшие образцы времен средневековья уничтожались «поновителями». В этом сказывалась прежде всего утрата социального статуса иконописцев в XIX веке, а следовательно, проявлялось и неизбежное невнимание к их деятельности. Все иконописцы, начиная с Дионисия и кончая артелями «поновитеяей образов», именовались «богомазами» и к разряду «вольных художников» в общественном сознании не причислялись. Иконы не становились предметом коллекционирования, даже Третьяков не собирал икон. В такой обстановке невнимания невежественные «поновители» видели свою задачу не в том, чтобы установить художественную ценность иконы, а в том, чтобы, сняв красочный слой, создать подражательный «новодел».
Рерих внутренне содрогался, когда узнавал такого рода факты. Знаток русского искусства, каким был Рерих, тяжело воспринимал, что фреска времен Ивана Грозного сбита ради воссоздания копии мозаики Исаакиевского собора. И художник вступает в активную борьбу за памятники российской истории и культуры. Рерих - член многих комиссий по охране старины, он неутомимо ведет через эти организации научно-просветительскую и пропагандистскую работу: делает просветительские доклады, составляет списки памятников истории и культуры, художественных раритетов. Художник всемерно подчеркивает и мировоззренческую роль культуры. Вдумчивое отношение к культуре - это сбережение России: природы, национальной архитектуры и прикладного искусства, лучших традиций народа. Это и память о предках, об их доблести, мудрости, это живое наставление потомкам.
Рерих и сам много работал в области религиозной живописи. Он пристально изучал искусство иконы и стенной росписи различных школ: новгородские росписи Спаса на Нередице, Спаса на Ковалеве, Спаса-Преображения, фрески ярославской традиции, оказавшие на художника особое влияние (храм Иоанна Предтечи в Ярославле). Не задаваясь целью копирования старых мастеров иконописи, Николай Константинович учится понимать роспись храма как смысловую целостность, выраженную в единстве ритма и колористической тональности.
В 1904 году он получает заказ на роспись иконостаса для фамильной церкви Каменских в Перми. В 1906 году создает эскизы для росписи храма в Пархомовке - украинском имении Голубевых. Ему заказывают эскизы для часовни во Пскове и храма в Шлиссельбурге. Семейство миллионера Лившица просит Рериха об эскизах для моленной, которую предполагается разместить на вилле в Ницце.
Среди этих работ особенно выделяется роспись церкви св. Духа в с. Талашкино, в имении М.К.Тенишевой. Белый, одноглавый храм с большими кокошниками, плавно поднимающими шатер к небесам, служил усыпальницей В.Н.Тенишева. Рерих украсил храм композицией «Царица Небесная над рекою жизни». Богоматерь благословляет текущую у ее ног реку, ангелы небесные вознеслись над горами, святые обратили свои лики к Богоматери, а над ними пророки восходят к Животворящему Кресту. Богоматерь стоит на страже «малых сих», осеняя своим покровом реку жизни.
Образ Царицы Небесной трактовался на Руси традиционно как образ Богородицы (в большей степени, нежели характерной для католичества Пресвятой Девы). Православные возносили молитвы о мире, о здоровье детей и близких государыне Одигитрии, полной умиления Нечаянной Радости, Троеручице, обладающей для помощи третьей рукой, утешительной Утоли Моя Печали. Рерих отчетливо понимал важность соблюдения канонической ортодоксии при написании лика Богоматери, он не стремился, подобно Врубелю, привнести мирское понимание духовности в создаваемый образ. И если Врубель в эскизах росписи Владимирского собора сознательно отошел от канонов древней иконописи, то Рерих упорно шел к этим канонам, осмысляя их глубокую связь с православной духовностью.
О деятельности Рериха в имении княгини Тенишевой следует сказать более подробно, так как это приоткрывает нам некоторые мировоззренческие идеи художника относительно будущего России. Рерих работал в Талашкине много и проявил себя как исключительно разносторонний мастер - здесь не только иконописные композиции и архитектурные детали, но и эскизы мебели, театральный занавес, фриз. Вся эта работа вдохновлялась отнюдь не коммерческими мотивами, не была в строгом смысле работой по заказу. Николай Константинович совместно с Тенишевой пытался предвосхитить в обновленном Талашкине образ будущей - прекрасной и гармоничной - России.
Хозяйка имения - княгиня, жена состоятельного брянского заводчика - Тенишева получила в 900-е годы широкую известность как собирательница и пропагандистка русского народного искусства, стремившаяся возродить старинные ремесла и способствовать созданию в современном прикладном искусстве «неорусского стиля». Круг единомышленников, сплотившихся благодаря усилиям Тенишевой, включал Врубеля, Нестерова, Грабаря и других значительных мастеров изобразительного искусства. Ими владела идея воплотить Красоту, Знание и Труд, в каждодневной жизни господ и крестьян - «высших и низших». Искусству и предстояло сделаться инструментом воплощения этих общечеловеческих ценностей, постоянно и торжественно провозглашавшихся в Талашкине.
Тенишева создала в своем имении художественно-ремесленные мастерские, где крестьянские подростки не только обучались тайнам столярного и плотницкого дела, производства керамики и майолики, вышивания, Плетения кружев и ручного ткачества. Здесь шла работа под руководством профессиональных художников, поставивших себе целью обновить народное искусство, слить воедино секреты традиционных ремесел и достижения технологий, вдохновение народа и вдохновение профессионала. Результаты этой невиданной работы поразили европейскую художественную1 общественность. Ручного плетения кружева, детские деревянные колыбели, украшенные уникальной резьбой, женские платья из льна, расшитые орнаментом в «неорусском стиле»,- все это и многое другое привлекло внимание не только московской и петербургской «элиты», но и эстетов Брюсселя и Парижа. Сами же творцы - талашкинские крестьяне - не обставляли свой скромный быт предметами искусства, довольствуясь старым крестьянским принципом: попрочнее да подешевле.

 далее...


 Циклы творчества:   Древо преблагое   Страж пустыни   Розовые горы   Меч Гэсера   Печоры   Знаки Христа


  Рекомендуем посетить сайты:

  » 

"Суждено краскам меняться - пусть лучше картины становятся снами, нежели черными сапогами" (Н.К.Рерих)

www.roerih.ru, Николай Константинович Рерих, 1874-1947
Русский художник, философ, путешественник. E-mail - niko(a)roerih.ru


Rambler's Top100