На главную    

   Биография

   Живопись

   Хронология    

   Фото архив    

   В поисках    
   Шамбалы    

   "Зажигайте    
   сердца ♥ ♥"   

   Сердце Азии    

   Рерих в    
   Петербурге    

   Статьи о
   Рерихе    

   Статьи
   Рериха    

   Беликов    

   Князева    

   Гостевая

   Музеи

   Ссылки


Николай Рерих
   Николай Рерих
   1939 год




   

Оксема Петрова о Николае Рерихе. Окончание

  
   

Статья Островского

Статья Маковского, часть 1
Статья Маковского, часть 2
Статья Маковского, часть 3
Статья Маковского, часть 4

В поисках Шамбалы, 1
В поисках Шамбалы, 2
В поисках Шамбалы, 3
В поисках Шамбалы, 4

О.Петрова о Рерихе, часть 1
О.Петрова о Рерихе, часть 2
О.Петрова о Рерихе, часть 3
О.Петрова о Рерихе, часть 4
О.Петрова о Рерихе, часть 5
О.Петрова о Рерихе, часть 6
О.Петрова о Рерихе, часть 7
О.Петрова о Рерихе, часть 8
О.Петрова о Рерихе, часть 9
О.Петрова о Рерихе, част 10

"Зажигайте сердца!"

Беликов о Рерихе

Князева о Рерихе

Рерих в Петербурге

   


Высланный с Баргинского плато, Николай Константинович вернулся в Харбин, все еще надеясь продолжить экспедицию. Но в Харбине Рерих оказался в атмосфере политической травли - ему мстили за просоветскую позицию.
Возобновить экспедицию, но в другом районе - в южной части Внутренней Монголии, где лежат пустыни Гоби и Алашань,- удается только благодаря разрешению Гоминьдановского правительства Китая, еще не оккупированного Японией. Однако и здесь деятельность японских агентов постоянно ощущалась членами экспедиции. Но Рерих, которого монголы нарекли «Великим Учителем», чувствовал поддержку не только местных князей, но и авторитетных буддийских монахов.
Успех прикладных экспедиционных исследований был несомненен - более 300 видов засухоустойчивых растений обнаружили исследователи, и, кроме того, в коллекциях экспедиции имелся изрядный фонд семян лекарственных растений. Но более важным для Н.К.Рериха оказался результат археологических изысканий, проведенных на маршрутах войск Чингисхана. В культурном слое XII-XIII веков Рерих обнаруживает следы несторианских времен - несторианские кресты, которые, по словам Николая Константиновича, могли быть не только во Владимире или в Юрьеве-Польском, но и в Вероне или в Сан-Марко. Итак, экспедиция, во главе которой стояли российские путешественники Николай и Юрий Рерихи, прошла по Внутренней Монголии, включая Хинганский хребет, пустыню Гоби, Ордос и Алашань. Путешественники возвратились в Кулу.
1936 год стал для Николая Константиновича годом осознания неизбежности Большой Войны, годом Армагеддона - фашисты во всем мире смыкали ряды. В мировоззренческой системе Рериха Армагеддон, однако, не означал фатального конца. Рерих полагал, что надвигается великая битва Света и Тьмы, битва, предваряющая Новый век. Но война, по мысли Николая Константиновича,- лишь частное, материальное выражение этой битвы, подлинный фронт ее много шире - он проходит через душу каждого человека.
Н.К.Рерих верил в безусловную победу Света, но понимал, что война наносит невосполнимый ущерб памятникам культуры. Николай Константинович уже знал на своем жизненном опыте, что такое мировая война, и это знание еще более обостряло его интуицию культуролога. В 1929 году Рерих завершил разработку проекта международного юридического документа (Пакта), обеспечивающего правовую защиту культурного наследия во время военных конфликтов. Он обратился к правительствам и народам всех стран с предложением поддержать содержащуюся в документе программу и утвердить соответствующую символику - «Знамя Мира». Отмеченные этой символикой культурные объекты, по мысли Рериха, должны были стать островками мира даже в случае новой мировой войны. Духовные вожди западного мира Р.Роллан, Т.Манн, Б.Шоу, Г.Уэллс выступили с активной поддержкой Пакта о защите культурных ценностей во время военных действий.
Работа Рериха над Пактом о защите культурных ценностей показывает нам цельность характера Николая Константиновича, единство различных сторон его деятельности. Ничто из того, что делалось Рерихом, не прекращалось на полпути, все имело единую цель служения человеческой культуре, служения Родине. Поступив на юридический факультет университета под давлением отца, он посвятил себя изучению правового обеспечения художественной деятельности в период русского средневековья, а завершил свою «карьеру» юриста созданием гуманистического международного правового документа в защиту культуры.
Своим Пактом и Знаменем Мира художник хотел оградить культурные памятники Родины от фашистского вандализма и алчного разграбления, но это ему не удалось сделать. Тем не менее движение в защиту культуры все же одержало победу: в 1954 году в Гааге была заключена соответствующая конвенция, в основу которой лег Пакт Рериха.
Семья Николая Константиновича оказалась отрезанной от европейского мира, отрезанной от Родины. Он служил своей Родине, стоя в «Дозоре». «Защита Родины, - писал Рерих еще в 1936 году, - и есть защита культуры. Великая Родина, все духовные сокровища твои, все неисчерпаемые красоты твои, всю твою неисчерпаемость во всех просторах и вершинах - мы будем оборонять». В художественном творчестве Рериха возобновляется русская тема: «Древний Новгород», «Древний Псков», «Сергиева пустынь», образы былинных богатырей снова возникают на его полотнах. Нарастает тема тревоги: картины с названием «Тревога» появляются одна за другой - в 1939, 1940 и в 1941 годы. Но там, за Гималаями, дома, в России его голоса как бы и не слышали.
Рерих знал о пакте Молотова-Риббентропа, заключенном за месяц до начала Большой Войны, но опыт недолгого наблюдения русских фашистов в Харбине убеждал его, что надеяться на успех пакта напрасно, война стоит у дверей Родины
В 1939 году Индия объявила войну фашистской Германии Индия, несмотря на великий голод в Бенгалии, где крестьяне умирали миллионами, готовит для Англии огромные продовольственные поставки, отправляет в составе британских войск на далекую войну своих сыновей. И в том, что Индия избрала путь борьбы с фашизмом, а не заняла нейтралистскую позицию, была безусловная заслуга и антифашистской пропаганды, которую вел Николай Рерих. А выбор не мог быть легким: ведь союз с англичанами- поработителями и захватчиками - многим в Индии казался противоестественным, требовалась огромная политическая прозорливость, а главное - умение поставить превыше всего общечеловеческие ценности, на которые замахнулся фашизм. Таким, как Н.Рерих, М.Ганди, Дж.Неру, эта способность была отпущена сполна.
Н.К.Рерих тяжело переживал свою удаленность от СССР, от Родины в годы Великой Отечественной войны. Он отбросил былую осторожность в оценках и открыто высказывал свою позицию- он верил в победу над фашизмом, верил в торжество грядущей справедливости в СССР, верил в то, что его Родина - оплот мира. Да, он на стороне большевиков и никогда от них не отрекался. Статьи и очерки Николая Константиновича появляются не только в индийской прессе, но также в Англии и США. Слову Рериха верят, ибо оно подтверждено всей его жизнью. В живописи Николая Константиновича в этот период мощно звучит тема Александра Невского. Все сильнее проявляется и тема возмездия. «Ангел последний» - этот символ праведного воздаяния агрессору возвышается над горящим городом, предрекая победу его защитникам. Не Сталинград ли видели зрители на этом полотне? Святой Георгий, повергающий дракона, окончательно приобретает черты русского витязя, но победу свою вершит витязь на фоне заснеженных пиков Гималайских гор. Белокаменные православные соборы, чистейшая белизна гималайских снегов- Свет теснит Тьму в бездны, чтобы там сжечь ее наконец.
Но Николай Константинович не только писал картины, выступал по радио и в печати. Его не удовлетворяла лишь духовная помощь Родине. Он стремился дать и материальную поддержку - устраивал платные выставки, распродавал свои картины, так как знал: Родине нужно оружие, продовольствие, нужна его конкретная помощь.
Эта неустанная работа, однако, не могла заставить Рериха не думать о послевоенном будущем Индии и СССР. Николай Константинович не сомневался, что дни колониальной зависимости Индии от Великобритании сочтены. Именно Рерих впервые обсудил проблему всестороннего сотрудничества Индии и СССР с Дж.Неру, которому было суждено возглавить политическую жизнь независимой Индии. Рерих планировал создание новой организации — индо-русской культурной ассоциации, которая положит начало широкому сотрудничеству, но планам этим суждено было осуществиться в иное время и в иной форме, когда Николая Константиновича уже не было в живых.
13 декабря 1947 года академик Рерих скончался, а тело его в соответствии с индийским и древнеславянским обычаями было предано огню.

«Русская тема» в творческом наследии Н.К.Рериха, как попытались мы показать, далеко выходит за пределы его художественной деятельности. Рерих-культуролог создал такую модель русского раннего средневековья, в которой подчеркивалось мирное взаимодополнение, взаимообогащение в русско-скандинавских межкультурных контактах. «Русская тема» в деятельности Рериха - ученого и путешественника связана с его глубочайшим стремлением прокладывать и укреплять культурные контакты народов СССР и зарубежного Востока, прежде всего Индии и Центральной Азии.
Рерих принадлежал всему человечеству, но оставался при этом российским гражданином, чувствовавшим в полной мере историческую ответственность за судьбы своей Родины.

 к началу...


 Циклы творчества:   Древо преблагое   Страж пустыни   Розовые горы   Меч Гэсера   Печоры   Знаки Христа


  Рекомендуем посетить сайты:

  » 

"Все мои картины, прежде чем быть запечатлеными на полотне, прошли сквозь моё воображение. Их содержание и форма показывает характер полетов мысли. Мысль человека воплощается в картине в видимые формы. Это и есть процесс боготворчества." (Н.К.Рерих)

www.roerih.ru, Николай Константинович Рерих, 1874-1947
Русский художник, философ, путешественник. E-mail - niko(a)roerih.ru


Rambler's Top100