В далекой Индии, в окружении вечных гималайских снегов, в долине Кулу воздвигнут памятник с надписью: «13 декабря 1947 года здесь было предано огню тело Николая Рериха - великого русского друга Индии. Да будет мир». Жители самых отдаленных поселений с глубоким уважением относятся к имени «Рерих». Они приходят за сотни километров, чтобы почтить память «великого русского друга».
Николай Константинович Рерих - человек интереснейшей биографии, феноменальных знаний, редкого таланта. Горячий патриот, постоянно думавший о благе русского народа и творивший для него, он широко известен во всем мире как крупный художник, философ, ученый, путешественник, писатель. О необычности его жизни, многогранности творческих устремлений красноречиво говорят сухие факты и цифры.
Сорок два года Рерих прожил в России, около двадцати в Индии, три года в Соединенных Штатах Америки, два в Финляндии, один во Франции, более года в Англии, два в Китае, полтора в Тибете, один год в Монголии. Был в Швеции, Швейцарии, Италии, Голландии, Бельгии, Германии, Египте, Джибути, Японии, Гонконге, на Филиппинских островах и Цейлоне.
Пять лет он отдал большой научно-художественной экспедиции в Центральную Азию, где прошел тридцать пять высочайших горных перевалов, пересек пустыни Монголии и Китая.
Знакомство и дружба связывали его с выдающимися людьми своего времени: И.Репиным, А.Куинджи, В.Серовым, В.Стасовым, И.Стравинским, Л.Стоковским, К.Станиславским, М.Фокиным, Л.Толстым, А.Блоком, М.Горьким, Р.Тагором, со многими видными учеными, государственными и политическими деятелями. За долгие годы своей жизни Рерих создал более 7000 картин. Они разошлись по всему миру.
Собрания произведений художника имеются в Ленинграде, Москве, Риге, Горьком, Новосибирске, Нью-Йорке, Париже, Лондоне, Брюгге, Стокгольме, Хельсинки, Буэнос-Айресе, Бенаресе, Аллахабаде, Бомбее и многих других городах. Рерих был директором Школы Общества поощрения художеств в России. В Нью-Йорке им основан Институт объединенных искусств и музей, в долине Кулу - Гималайский институт научных исследований.
К 1935 году в тридцати странах Европы, Америки, Азии, Африки возникло свыше восьмидесяти отделов Общества имени Рериха. Всемирное признание и одобрение получил так называемый «Пакт Рериха», легший в 1954 году в основу Международной конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта. Различными издательствами мира выпущено двадцать семь книг, принадлежащих перу Рериха.
О Николае Константиновиче существует богатейшая литература. О нем писали В.Стасов, Л.Андреев, Жак Бланш, Рабиндранат Тагор и многие другие. Если собрать воедино все эти материалы, то они составят несколько больших томов. Жизнь Рериха была настолько необычна и многогранна, что вокруг его имени сложились самые невероятные легенды. Трижды в печати сообщалось о его гибели.
Ему приписывалось завоевание целых стран; рассказывалось, что от его взгляда будто бы седеют волосы. Голоки, напавшие на экспедицию Рериха в Центральной Азии, уверяли, что они неоднократно стреляли в Рериха, но никакая пуля не могла его поразить.
Удивительна жизнь этого человека, объехавшего многие страны и везде оставившего после себя добрую славу. В истории русского изобразительного искусства, пожалуй, нет имени другого деятеля, который получил бы такое широкое мировое признание, как Рерих.
Первый период творчества художника, связанный с жизнью в России, довольно полно освещен в русских изданиях: в работе А.Гидони «Н.К.Рерих» (1915), в большом юбилейном сборнике «Рерих» (1916), в который вошли статьи Ю.Балтрушайтиса, А.Бенуа, А.Гидони, А.Ремизова, С.Яремича, в книге С.Эрнста «Н.К.Рерих» (1918) и некоторых других.
Но эти издания стали библиографической редкостью. К тому же биография художника прослежена в них только до 1916 года. Спорными, односторонними являются и многие оценки творчества Рериха в дореволюционной критике. Его искусство, несущее в основе своей сложный, подчас противоречивый философский смысл, вызывало разные толки среди исследователей.
Одни отмечали глубоко национальный характер творчества художника, четкость, ясность его устремлений. Другие подчеркивали загадочность, таинственность создаваемых им образов. Третьи называли Рериха ретроспективистом. Некоторые критики видели в нем пророка грядущего.
Написать исчерпывающую монографическую работу о Рерихе - одна из труднейших задач. Он оставил после себя огромное наследие. Его картины, книги, статьи, письма, литература о нем рассеяны по всему миру. Личный архив и рукописи дневника находятся в Кулу. Весь этот материал еще не обработан, многое еще не выявлено.
Нет даже полного списка живописных и литературных работ художника, летописи его жизни. Большие трудности представляет изучение различных сторон деятельности Рериха. Каждая из них сама по себе достойна исследования учеными разных специальностей: искусствоведами, философами,- географами, историками.
Создание полной научной монографии требует долгих лет работы, совместных усилий исследователей ряда стран, и прежде всего России, Индии и США, где деятельность художника оставила наиболее глубокий след.
В этой книге сделана попытка составить краткую биографию Николая Константиновича Рериха, осветить основные черты творчества, дать общую оценку его вклада в русскую и мировую культуру.
При работе над книгой были изучены материалы, хранящиеся в музеях, архивах и библиотеках Москвы и Ленинграда, несколько книг и писем Н.К.Рериха, любезно предоставленных И.М.Богдановой и П.Ф.Беликовым.
Автору удалось познакомиться с сыновьями художника Юрием Николаевичем и Святославом Николаевичем, со старейшим сотрудником музея имени Н.К.Рериха в Нью-Йорке Зинаидой Григорьевной Фосдик и в беседах с ними уточнить некоторые сведения. Большую помощь в создании книги оказал также ленинградский художник Василий Павлович Ефимов, знавший Ю.И.Рериха.
"Деятельность Рериха была подвигом во имя развития мировой культуры. История XX века, пожалуй, не знает имени другого художника, который сделал бы так же много в этой области, как он". (Валентина Князева)
www.roerih.ru, Николай Константинович Рерих, 1874-1947 Русский художник, философ, путешественник. E-mail - niko(a)roerih.ru