На главную    

   Биография

   Живопись

   Хронология    

   Фото архив    

   В поисках    
   Шамбалы    

   "Зажигайте    
   сердца ♥ ♥"   

   Сердце Азии    

   Рерих в    
   Петербурге    

   Статьи о
   Рерихе    

   Статьи
   Рериха    

   Беликов    

   Князева    

   Гостевая

   Музеи

   Ссылки


Николай Рерих
   Николай Рерих
   1939 год




   

Валентина Павловна Князева. Николай Рерих

  
   

Содержание книги:

Введение
Своим путем
Зрелось
Будущее народа - 2 - 3 - 4
Народное достояние
Школа искусств
Сказка Севера - 2
К природе
Занавес поднят - 2 - 3
Росписи и мозаики - 2
Сила красок - 2
Предчувствия и
действительность
- 2
На переломе
На чужбине
Заключение

   


Сложной, необычайно противоречивой была обстановка в стране в конце XIX - начале XX века. Это было время подготовки первой русской революции, период такой коренной невиданной ломки, «когда старое бесповоротно, у всех на глазах рушилось, а новое только укладывалось, причем общественные силы, эту укладку творящие, впервые показали себя на деле, в широком общенациональном масштабе, в массовидном, открытом действии на самых различных поприщах лишь в 1905 году».
В эту эпоху, порожденную бурно развивающимся капитализмом, рос и мужал рабочий класс, создавалась партия пролетариата, распространялось и крепло марксистское мировоззрение. И в то же самое время Россия оставалась еще по преимуществу земледельческой страной с миллионами разоренных крестьян, чьи интересы ходом истории выдвигались на первый план. В преддверии крестьянской буржуазной революции пришли в движение все социальные силы страны, столкнулись различные противоречивые интересы, которые требовали немедленного разрешения. Одна за другой прокатывались по России стачки, демонстрации, крестьянские бунты. Ленин, характеризуя те годы, писал о «великом народном море, взволновавшемся до самых глубин».
Это «великое народное море» всколыхнуло общественную мысль страны. 1890-е - начало 1900-х годов ознаменовались глубоким идейным брожением, исключительно интенсивной борьбой в различных областях идеологии, острыми дискуссиями, в ходе которых находили отражение различные классовые и политические интересы. В реакционном лагере усиливаются антидемократические и идеалистические тенденции, становятся характерными проповедь теории «искусства для искусства», упадочные декадентские настроения. Одновременно с этим русская передовая интеллигенция в ожидании грядущего освобождения народа поднимает важнейшие проблемы, связанные с будущим России. Вопрос «что делать?», издавна волновавший лучших деятелей страны, вновь становится актуальным и животрепещущим. Эпоха ломки неизбежно привела также к переоценке ценностей, к поискам нового в литературе и искусстве. Глубокое брожение, охватившее все области идеологии, сказалось и в изобразительном искусстве. В этот период зарождаются новые творческие группировки и объединения. Художники ищут выхода из тупика, стремятся подойти к решению актуальных вопросов, выдвигаемых эпохой. Одним из самых ярких, интересных и вместе с тем противоречивых явлений этого времени стал «Мир искусства», художественная группировка, образовавшаяся в самом конце XIX века. Идеологи «Мира искусства» С.Дягилев, А.Бенуа и другие начали свое выступление смелыми призывами совершить переворот в русской художественной жизни. Они думали широко познакомить зрителей с достижениями современного западного искусства, объединить ищущую талантливую молодежь, дать новое направление искусству, влить его в общее русло мировой культуры. Осуществление этих обширных замыслов началось с организации Дягилевым выставок западных мастеров. В 1897-1898 годах открываются выставки скандинавской живописи, немецкой и английской акварели, выставка русских и финляндских художников. На следующей выставке 1899 года, названной «Выставкой картин журнала «Мир искусства», наряду с крупными русскими мастерами Репиным, Серовым, Левитаном, К.Коровиным и другими, были представлены широкоизвестные западноевропейские художники новейших направлений: Дега, Бёклин, К.Моне, Пюви де Шаванн, Уистлер и многие другие.

С 1899 года начал выходить журнал «Мир искусства». В нем впервые со всей остротой были поставлены животрепещущие вопросы о переоценке старого, о поисках нового в искусстве. Но эти проблемы решались крайне субъективно и противоречиво. Дягилев, Бенуа и другие возглавили оппозицию не только против художников академического направления, но и против передвижников. Критикуя некоторых членов Товарищества за мещанские вкусы, за серость и тусклость колорита, они обрушились также на демократические идеалы передвижников. В журнале помещались резкие выпады даже против эстетических взглядов Чернышевского. Теоретики «Мира искусства» объявили идеи общественного служения устаревшими для художников и начали проповедь «чистого искусства» и индивидуализма. Особенно усиленно об этом писал Дягилев. Его статьи по своей общей направленности часто носили реакционный характер. И вместе с тем мирискусники стремились найти идеалы, которые можно было бы противопоставить все нарастающему кризису искусства, усилению в нем элементов мистики и болезненности. Но в своих поисках они отвернулись от действительности и обратились к изучению художественного наследия отдаленных эпох. В журнале начали печататься материалы о творчестве Левицкого, Брюллова, Венецианова и многих других замечательных мастеров прошлого, исследования по истории архитектуры, прикладного искусства, быта. В журнале ставились также вопросы об овладении достижениями современного западноевропейского искусства. Иллюстративный материал нередко подбирался из воспроизведений картин иностранных мастеров, мало известных в России.
Выставки, организованные Дягилевым, первые номера журнала глубоко взволновали молодежь. От них повеяло новизной, необычностью, и в «Мир искусства» устремились талантливые, ищущие мастера, хотя далеко не все из них разделяли взгляды теоретиков этой группировки. В своей творческой практике основоположники «Мира искусства» сосредоточивают внимание на эпохе XVIII - начала XIX века и ищут в ней изысканные формы жизни, утонченную красоту. Бенуа пленился Версалем времени Людовика XIV, Царским Селом, Павловском. Сомов поэтизирует грациозных кокетливых дам XVIII века, забавные любовные сцены. Лансере изображает русскую придворную жизнь эпохи Петра I и Елизаветы Петровны. Излюбленными темами мирискусников становятся прогулки, торжественные церемонии, маскарады, дающие возможность показать своеобразие придворного и дворянского быта, красоту костюмов, архитектуры. В своем стремлении наиболее убедительно передать колорит эпохи художники нередко использовали элементы искусства прошлого, что давало их произведениям стилизованную новизну формы.

  продолжение...


 Циклы творчества:   Древо преблагое   Страж пустыни   Розовые горы   Меч Гэсера   Печоры   Знаки Христа


  Рекомендуем посетить сайты:

  »  установка пожарной сигнализации цена

"Любя Гималаи и Индию, и будучи русским, я счастлив, что в истории русского искусства Гималаи и Индия будут воспеты с любовью и уважением, достойными русской славянской земли." (Н.К.Рерих).

www.roerih.ru, Николай Константинович Рерих, 1874-1947
Русский художник, философ, путешественник. E-mail - niko(a)roerih.ru


Rambler's Top100