На главную    

   Биография

   Живопись

   Хронология    

   Фото архив    

   В поисках    
   Шамбалы    

   "Зажигайте    
   сердца ♥ ♥"   

   Сердце Азии    

   Рерих в    
   Петербурге    

   Статьи о
   Рерихе    

   Статьи
   Рериха    

   Беликов    

   Князева    

   Гостевая

   Музеи

   Ссылки


Николай Рерих
   Николай Рерих
   1939 год




   

Валентина Павловна Князева. Николай Рерих

  
   

Содержание книги:

Введение
Своим путем
Зрелось
Будущее народа - 2 - 3 - 4
Народное достояние
Школа искусств
Сказка Севера - 2
К природе
Занавес поднят - 2 - 3
Росписи и мозаики - 2
Сила красок - 2
Предчувствия и
действительность
- 2
На переломе
На чужбине
Заключение

   


Весной 1906 года Рерих назначается директором Школы Общества поощрения художеств, старейшего в Петербурге среднего художественного учебного заведения. К руководству Школой Общества, с которым он был связан еще с 1898 года, будучи помощником редактора журнала «Искусство и художественная промышленность», а позже секретарем Общества, Рерих пришел с широкими планами. Если в Талашкине он видел «начало храма новой жизни», то теперь он думает о воспитании большого отряда художников, которые понесут искусство в народ, обогатят современную жизнь красотой и будут тем самым способствовать преобразованию общества.
В основу педагогических принципов Рериха легла мысль о синтетичности искусства, о равноценности прикладного искусства другим видам художественного творчества. Школа Общества представляла в этом отношении благодатную почву. Она имела ряд классов прикладного искусства и готовила специалистов в основном для художественной промышленности. Рерих стремился к тому, чтобы поднять прикладное искусство, ремесленные промыслы до высокого художественного уровня, и с этой целью начал последовательно проводить ряд реформ.
Прежде всего он значительно пополняет педагогический состав, привлекая таких известных талантливых художников, как В.Матэ, И.Билибин, Я.Ционглинский и другие. Были коренным образом перестроены и превращены в мастерские классы керамики, резьбы, живописи по фарфору и фаянсу, вновь созданы классы графики, медальерного искусства, рисования с животных и другие, а также мастерские: иконописная, рукодельная и ткацкая, чеканки. Мечтая со временем превратить Школу в своеобразный университет искусств, Рерих вводит хоровое пение и ищет пути к обогащению программы уроками музыки. Для расширения художественного кругозора учащихся во время каникул организуются экскурсии в Новгород, Печоры, Псков, посещения музеев. Значительным событием было открытие в 1915 году при Школе Музея русского искусства, преследовавшего не только педагогические, но и художественно-собирательские цели. Реорганизация мастерских, повышение уровня преподавания, введение лекций на общеобразовательные темы и многие другие новшества привели к блестящим результатам. Ежегодно весной Школа устраивала отчетные выставки, которые превращались в настоящие праздники прикладного искусства. Различные изделия из майолики, фарфора, вышитые ковры, подушки, мебель, проекты разнообразных бытовых вещей, витражи, скульптура, графика, живописные полотна, рисунок, работы архитектурного класса - все это радовало глаз богатством форм, неисчерпаемой творческой фантазией, большим художественным вкусом.

Рерих постоянно думал о превращении Школы в подлинно народную, о сближении искусства с различными слоями общества. При нем значительно укрепляется сеть пригородных отделений и мастерских Школы, открываются воскресные классы для лиц, не имеющих возможности заниматься в обычные дни. Школа начинает быстро расти. Уже в 1909 году количество учащихся доходит в ней до 1000 человек, в 1917 - до 2000 человек, причем показательно, что добрая половина состояла из рабочих и их детей. Это было самое большое и народное по своему составу среднее художественное учебное заведение в России.
В 1914 году Рерих намечает план дальнейшего развития Школы Общества поощрения художеств. Подводя итоги пройденного, он указывает на успехи различных мастерских, пишет о необходимости всестороннего подъема искусства в России, о возможности превращения Школы в университет искусств. Но многое из того, к чему он стремился, было не осуществимым в условиях царизма. И, несмотря на это, директорство Рериха - одна из лучших страниц в истории Школы Общества поощрения художеств и художественного образования в России, значительный этап в жизни и деятельности самого художника.

  продолжение...


 Циклы творчества:   Древо преблагое   Страж пустыни   Розовые горы   Меч Гэсера   Печоры   Знаки Христа


  Рекомендуем посетить сайты:

  » 

"Когда я думаю о Николае Рерихе, я поражаюсь размаху и богатству его деятельности и творческого гения. Великий художник, великий ученый и писатель, археолог и путешественник, он касался и освещал так много аспектов человеческих устремлений. Уже само количество картин изумительно - тысячи картин, и каждая из них великое произведение искусства". (Джавахарлал Неру)

www.roerih.ru, Николай Константинович Рерих, 1874-1947
Русский художник, философ, путешественник. E-mail - niko(a)roerih.ru


Rambler's Top100