На главную    

   Биография

   Живопись

   Хронология    

   Фото архив    

   В поисках    
   Шамбалы    

   "Зажигайте    
   сердца ♥ ♥"   

   Сердце Азии    

   Рерих в    
   Петербурге    

   Статьи о
   Рерихе    

   Статьи
   Рериха    

   Беликов    

   Князева    

   Гостевая

   Музеи

   Ссылки


Николай Рерих
   Николай Рерих
   1939 год




   

Валентина Павловна Князева. Николай Рерих

  
   

Содержание книги:

Введение
Своим путем
Зрелось
Будущее народа - 2 - 3 - 4
Народное достояние
Школа искусств
Сказка Севера - 2
К природе
Занавес поднят - 2 - 3
Росписи и мозаики - 2
Сила красок - 2
Предчувствия и
действительность
- 2
На переломе
На чужбине
Заключение

   


В творчестве Рериха этих лет возникает и другая волнующая его тема. В ожидании близких социальных потрясений он ищет в русской действительности наиболее стойкое духовное начало и находит его, подобно Л.Толстому, не в революционной устремленности народных масс, а в наивной религиозности патриархального крестьянина. Так появляются произведения, пронизанные верой в вечную «богохранимость» России: «Прокопий праведный отводит каменную тучу от Устюга Великого», «Прокопий праведный за неведомых плавающих молится» (1914), «Св. Пантелей-целитель», «Св. Никола», «Три радости» (1916).
Особенно интересны по своему содержанию картины, написанные в разгар войны в 1916 году. В них Рерих низводит святых на землю и приобщает к мирским делам. Св. Пантелей-целитель собирает на весеннем цветущем лугу целебные травы. Св. Никола вышел из храма посмотреть, все ли спокойно и тихо на земле. В основу картины «Три радости» легла сказка-песня о счастливом крестьянине, которому святые усиленно помогают в его мирном труде: св. Илья жнет рожь, св. Никола пасет коров, св. Егорий стережет коней. В этих произведениях нельзя не заметить стремления художника создать для измученных, исстрадавшихся людей некие символы веры в будущее. Но, болея за судьбу родины, думая о путях к ее благополучию, он в то лее самое время ищет залог поднятия народного духа в религиозных идеях. Начало империалистической войны 1914 года глубоко потрясло Рериха. Все, что он предсказывал и изображал - гибель памятников культуры, разрушение городов, зарево пожаров,- стало явью. Первые пушечные выстрелы вызвали в буржуазных кругах русского общества ура-патриотические настроения. Многие писатели и поэты, которые еще вчера проповедовали «чистое», аполитичное искусство, начали прославлять мировую бойню. Шовинистическая литература широким потоком пошла в массы. Рерих с первых же дней войны занял диаметрально противоположную позицию. В своих обращениях к правительствам разных стран он резко протестует против варварских разрушений. Его плакат «Враг рода человеческого» (1914) осуждает виновников гибели исторических городов.

В 1915 году открылась очередная выставка «Мира искусства». Рерих дал на эту выставку десять произведений. Среди них были некоторые картины так называемой «предвоенной» серии: «Зарево», «Крик змия», «Град обреченный». Несмотря на символический характер, фантастичность образов, они глубоко взволновали современников и вызвали многочисленные толки. В них впервые в яркой образной форме зрители увидели неисчислимые бедствия, разрушения, пожары, подобные тем, которые принесла с собой война. 18 февраля 1915 года выставку посетил М.Горький. А вскоре одна из картин, «Град обреченный», стала его собственностью. Рерих вспоминал о Горьком: «Он очень хотел иметь мою картину. Из бывших тогда у меня он выбрал не реалистический пейзаж, но именно одну из так называемой «предвоенной» серии - «Город осужденный», именно такую, которая ответила бы прежде всего поэту...» Интерес Горького к Рериху, высокая оценка его искусства, выбор данной картины не были случайными. В начале войны, когда партия большевиков находилась в глубоком подполье, Горький делает все возможное для сплочения культурных сил страны на борьбу с великодержавным шовинизмом, захватившим литературу, искусство, философию. Созданный им в 1915 году журнал «Летопись» стал единственным печатным органом, выступавшим против империалистической бойни. Рерих, при всей своей отдаленности от революционных сил страны, оказался в этот период в одном лагере с Горьким. Он, так же как и Горький, встал на путь осуждения опустошительной, человеконенавистнической войны. Это послужило основой их знакомства и плодотворного сотрудничества в дальнейшем. Тогда же Горький, неоднократно выступавший еще до 1914 года с разоблачением империализма и предсказывавший в статье 1912 года «Издалека» возможность мировой войны, называет Рериха за серию его предвоенных картин «величайшим интуитивистом современности».

  продолжение...


 Циклы творчества:   Древо преблагое   Страж пустыни   Розовые горы   Меч Гэсера   Печоры   Знаки Христа

"Рерих был первым русским посланником красоты, который принес современной Индии бессмертный завет искусства. И мы навсегда благодарны ему за его вдохновенные мысли и сотрудничество по сближению России и Индии". (Калидас Наг)

www.roerih.ru, Николай Константинович Рерих, 1874-1947
Русский художник, философ, путешественник. E-mail - niko(a)roerih.ru


Rambler's Top100