Рерих горячо мечтал о том времени, когда искусство широко войдет в жизнь народа, когда стены, плафоны общественных учреждений будут украшать «не пауки и сырость», а «живопись лучших художников, вдохновляемых широким размахом задачи». Но заказы на стенную живопись в дореволюционной России сводились, в основном, к оформлению церковных интерьеров.
Рерих, как и некоторые крупные мастера его времени - Врубель, В.Васнецов, Нестеров,- обращается к этой работе. Она увлекала его широкими возможностями поисков нового декоративного стиля и возрождения на этой основе русской монументальной живописи, которая переживала в то время страшный упадок. Многие церковные образы были нормативными и трафаретными.
Росписи, за редким исключением, исполнялись по законам станковой живописи, что привело к утрате монументальных форм, декоративности цвета, лаконичности рисунка.
Первым начал борьбу за возрождение монументально-декоративного стиля Врубель, создавший замечательные по силе образов и колориту произведения в киевской Кирилловской церкви. Много и упорно работали в этой области также В. Васнецов и Нестеров. Их росписи во Владимирском соборе в Киеве, исполненные в нежных акварельных тонах, несут в себе большое духовное начало.
Рерих, обратившись к монументальной живописи, мечтал о ее развитии на лучших традициях древнерусского искусства, которое он высоко ценил, видя в нем высшие достижения декоративизма. Восхищенный совершенством колорита старых икон, он писал в 1903 году: «... иконопись будет важна для недалекого будущего, для лучших «открытий» искусства.
Даже самые слепые, даже самые тупые скоро поймут великое значение наших примитивов, значение русской иконописи».
Первые работы художника в религиозной живописи относятся к 1904-1907 годам, когда он исполняет станковые композиции и иконы: «Сокровище ангелов», «Борис и Глеб», «Пещное действо», «Апостолы Петр и Павел», иконостас для фамильной церкви Каменских в женском монастыре в Перми и другие. Эти произведения созданы художником на основе тщательного изучения древнерусской живописи.
В них есть старые, иконописные принципы композиции, обобщенная трактовка форм с четкой линейной прописью деталей, характерные сочетания из трех-четырех цветов. Так, иконы в церкви пермского монастыря выдержаны в коричневатых, зеленоватых, красноватых тонах.
Наряду с этим, Рерих стремился к поискам новых форм, созвучных XX веку. И ему, естественно, не был чужд интерес к входившему тогда в моду модерну, который зародился в западноевропейском искусстве под лозунгом создания нового декоративного стиля. Модерн проявился в основном в архитектуре и художественной промышленности.
Он проник частично и в живопись, где нередко выражался в нарочитой символике и мистичности образов, декоративно-плоскостных принципах композиции, приглушенности цвета. Стиль модерн на время увлек многих ищущих художников.
Он коснулся и творчества ряда крупных русских мастеров - Серова, Врубеля, В.Васнецова, но проявился у них в слабой степени и только в отдельных произведениях.
Отзвуки модернизма в какой-то мере есть и в некоторых картинах Рериха, в частности в «Дозоре» (1905). Они проявились и в ряде его религиозных композиций. Характерен в этом отношении «Эскиз росписи молельни» (1904). На необычном для церковной живописи темно-вишневом бархатистом фоне слегка намечены легкими золотисто-коричневатыми контурами фигуры святых.
На таком же модернистском, плоскостно-декоративном принципе построена и «Синяя роспись» (1906), где на густом лазоревом фоне вырисовываются спокойные строгие лики. В этих произведениях нельзя не видеть поисков Рерихом новых цветовых и композиционных решений, стремления слить их с художественными веяниями эпохи.
В 1906 году художник получает первый заказ на роспись церкви в киевском имении Голубевых «Пархомовка» и исполняет двенадцать эскизов. За этой работой следуют и другие: два эскиза для церкви в Шлиссельбурге (1906), эскиз мозаики над воротами в Почаевской лавре (1910), четыре эскиза росписи часовни в Пскове (1913), двенадцать панно для виллы Лившиц в Ницце, оформление церкви св. Духа в Талашкине (1914).
Кроме больших заказных работ по оформлению церковных интерьеров, было создано также несколько станковых произведений на религиозные сюжеты: «Владыки нездешние» (1907), «Св. Георгий Победоносец» (1908), «Пантократор» (1909), «Сошествие во ад» (1911) и другие. От работы к работе преодолевал Рерих неизбежный эклектизм старых форм и модерна, совершенствовал свое мастерство, находил новые приемы письма, вырабатывал собственный стиль.
И его самобытный исключительный талант декоративиста вскоре раскрылся в полную силу в росписях церкви св. Духа в Талашкине, которые были начаты в 1911 году. Далекий от славословия официальной религии, Рерих всегда стремился избегать образов современной ему православной церкви. В Талашкине он получил полную свободу в выборе содержания и для росписи сам составил сюжет, включив в него близкие своему мировоззрению этические мотивы.
В абсиде церкви он поместил величественную композицию «Царица небесная на берегу реки жизни». В сложной, символической форме повествуется в ней о царице небесной, которая возносит моления за людской род, идущий трудными путями жизни, не зная подчас, где добро, где зло. В центре композиции - «Царица небесная». Она доминирует над всем и является организующим началом. Вокруг нее высятся небесные города, охраняемые ангелами.
В молитвенных позах предстоят перед ней сонмы святых. Выше - шествие пророков, поклоняющихся кресту. С исключительным мастерством разрешает Рерих эту сложную, трехъярусную композицию, используя спокойные, полукруглые линии по горизонталям, нарастающий ритм вертикалей.
"Если в этот миг мы не ведаем, как и где вырастет летопись русской культуры, это не значит, что мы не должны думать и стремиться к этому. Наоборот, мы должны и в себе и во всем мире находить к тому дороги. Великая Земля, все духовные сокровища твои, все неизреченные красоты твои, всю твою неисчерпаемость мы будем защищать, беречь и оборонять." (Н.К.Рерих)
www.roerih.ru, Николай Константинович Рерих, 1874-1947 Русский художник, философ, путешественник. E-mail - niko(a)roerih.ru