Оригинален по своим сочетаниям колористический строй росписи. Торжественным, мужественным аккордом звучат зеленые, желтые, красные, охристые, бирюзовые, белые краски и золото, в которых решена центральная часть.
Переходя во второй ярус композиции, они приглушаются и вновь горят в полную силу в верхнем третьем ярусе. Смело вводит художник в сложную цветовую гамму черные бархатистые фоны. Особую красоту и декоративность придают Этой многофигурной композиции богатые орнаментальные мотивы.
Весь строй росписи церкви в Талашкине говорит о самобытном монументальном стиле. Эту живопись менее всего молено назвать имитацией под древнерусскую, что стало модным в начале XX века, когда среди некоторых художников зародилась тяга к возрождению старых форм русского искусства.
Рерих нашел свои принципы композиции, свои красочные сочетания, которые далеки от того или иного определенного канона росписей прошлых эпох. И в то же время эта работа проникнута национальным пониманием декоративизма. Она так же богата полнотой и звучностью цвета, как и древнерусская живопись.
В лучших традициях исполнена также мозаика над входом в церковь. Для мозаичных работ конца XIX-начала XX века стали характерными имитация под станковую живопись, измельченность форм, зеркальная шлифовка, приведшие это искусство к упадку.
Работа Рериха, подобно древнерусским мозаикам, поражает монументализмом. Ее основную часть занимает изображение нерукотворного Спаса. Крупными лаконичными формами передано аскетическое лицо, широко раскрытые трагические глаза. Темные волосы и светлый золотистый нимб как бы замыкают лицо и выделяют его композиционно.
Этому служит и белый плат, ниспадающий справа и слева широкими, спокойными складками. А внизу и по краям мозаики - фигурки огненных, трубящих ангелов. Своими несоразмерно маленькими пропорциями, динамикой движения они контрастируют с изображением Спаса и этим еще более подчеркивают величие и значительность его образа.
В полную силу, как в старых русских работах, горят чудесными переливами нешлифованные смальты. Их напряженные золотисто-коричневатые, красноватые, зеленоватые тона придают композиции торжественный, приподнятый характер. По силе образного решения, по красоте исполнения мозаика оставляет незабываемое впечатление.
Рериху посчастливилось принять участие в оформлении ряда гражданских построек. Э™ заказы дали ему возможность обратиться к любимым образам, использовать по своему усмотрению различные материалы, найти оригинальные приемы художественного решения.
В 1905 году он исполняет картоны для майоликовых фризов дома бывшего страхового общества «Россия» в Петербурге (ныне д. 35 по ул. Герцена). Восемь композиций, расположенных между оконными проемами верхнего этажа, и три композиции над окнами в центре фасада представляли различные сцены, посвященные древнерусским воинам.
Простые по форме, четкие по контурам, звучные по цвету, они гармонично вписывались в строгий фасад здания, являясь его основным декором. К сожалению, время не сохранило до наших дней самые интересные и художественно значительные майолики верхнего ряда.
Около трех лет отдал художник оформлению столовой в бывшем частном доме Ф.Бажанова в Петербурге (ныне библиотека им. А.Чехова по ул. Марата д.72). Долгое время в силу установившихся традиций столовые было принято декорировать натюрмортной живописью: изображением битой дичи, фруктов, овощей.
Стены, которые были предоставлены вкусу и таланту Рериха, обрели необычный вид. Русской сказке, русскому героическому эпосу посвятил он свой «Богатырский фриз», состоящий из семи больших живописных панно: «Вольга», «Микула Селянинович», «Садко», «Илья Муромец», «Соловей-разбойник», «Баян», «Витязь» (1909).
В 1913 году Рерих начал большую ответственную работу для Казанского вокзала в Москве - два огромных панно «Сеча при Керженце» и «Покорение Казани», задуманных, вероятно, для витражей. В основу первой композиции лег вариант занавеса, который был показан в 1911 году в Париже в театре Шатле.
Художник сохранил первоначально найденное им образное и стилистическое решение, ввел небесный бой. В соответствующем духе было решено и второе, парное панно. Но строительство вокзала затянулось на долгие годы, и замыслам Рериха не суждено было осуществиться. Не сохранились и сами панно.
Об этой грандиозной работе в настоящее время можно судить только по воспроизведениям в старых монографиях о художнике и по двум небольшим эскизам, один из которых находится в московском частном собрании («Сеча при Керженце»), другой - в Государственной картинной галерее Армении («Взятие Казани»).
В 1911 году Рерих принимает участие в создании проекта надгробия композитору Н.А.Римскому-Корсакову, в 1913 году делает эскиз мозаики для памятника А.И.Куинджи, которые были установлены в некрополе Александро-Невской лавры.
Вдохновенно, с большим увлечением работал художник в монументально-декоративном искусстве. Он был горячо убежден, что со временем оно займет должное место в жизни общества. Это постоянно воодушевляло его на поиски и привело к созданию ряда произведений, которые относятся к лучшим творениям монументального искусства начала XX века.
"Все мои картины, прежде чем быть запечатлеными на полотне, прошли сквозь моё воображение. Их содержание и форма показывает характер полетов мысли. Мысль человека воплощается в картине в видимые формы. Это и есть процесс боготворчества." (Н.К.Рерих)
www.roerih.ru, Николай Константинович Рерих, 1874-1947 Русский художник, философ, путешественник. E-mail - niko(a)roerih.ru