На главную    

   Биография

   Живопись

   Хронология    

   Фото архив    

   В поисках    
   Шамбалы    

   "Зажигайте    
   сердца ♥ ♥"   

   Сердце Азии    

   Рерих в    
   Петербурге    

   Статьи о
   Рерихе    

   Статьи
   Рериха    

   Беликов    

   Князева    

   Гостевая

   Музеи

   Ссылки


Николай Рерих
   Николай Рерих
   1939 год




   

Валентина Павловна Князева. Николай Рерих

  
   

Содержание книги:

Введение
Своим путем
Зрелось
Будущее народа - 2 - 3 - 4
Народное достояние
Школа искусств
Сказка Севера - 2
К природе
Занавес поднят - 2 - 3
Росписи и мозаики - 2
Сила красок - 2
Предчувствия и
действительность
- 2
На переломе
На чужбине
Заключение

   


Приближался бурный 1917 год. Мощное революционное движение в стране, встречи с Горьким, задушевные беседы с ним постепенно намечают перелом в мировоззрении художника.,. 14 марта 1916 года он публикует статью «Слово напутственное», в которой впервые признает необходимость открытой вооруженной борьбы и приветствует восстание масс «против глупой роскоши и мотовства». В дни Февральской революции 1917 года Рерих охотно включается во многие начинания Горького, направленные на приближение искусства и литературы к народу, на служение революции.
4 марта по инициативе Горького на его квартире собралось более 50 видных деятелей искусства, взволнованных происходящими событиями. На собрании была избрана «Комиссия по делам искусств». Ее председателем назначили М.Горького, помощниками председателя А.Бенуа и Н.Рериха, секретарем М.Добужинского.

Комиссия сразу же приступила к работе. 6 марта уже была установлена связь с Советом рабочих и солдатских депутатов и Советом министров при Временном правительстве, что было неизбежным в период сложившегося в России двоевластия. Вскоре эта группа с незначительным изменением числа ее членов получила двойное название - Комиссия по вопросам искусства при Исполнительном Комитете Совета рабочих и солдатских депутатов и Особое совещание при Временном правительстве. Эта группа деятелей искусства, возглавляемая Горьким, наметила грандиозную программу переустройства художественной жизни всей страны и развития нового искусства. В заявлении, поданном в Совет рабочих и солдатских депутатов и подписанном Горьким, Бенуа, Рерихом, Добужинским, говорилось: «Комиссия по делам искусства, занятая разработкою вопросов, связанных с развитием искусства в свободной России, единогласно постановила предложить свои силы в распоряжение Совета рабочих и солдатских депутатов для разработки вопросов об охране памятников старины, проектирования новых памятников, составления проекта положения об органе, ведающем делами изящных искусств, устройстве народных празднеств, театров, разработке проекта гимна свободы и т.п.» О серьезном понимании задач, вставших перед искусством, свидетельствует заявление членов комиссии и в Совет министров. В нем также указывалось на необходимость разработки проектов памятников борцам за свободу, организации народных празднеств, охраны памятников старины.
Совет рабочих и солдатских депутатов неоднократно прибегал при решении тех или иных вопросов искусства к помощи Горького и его Комиссии. Так, Горький составил текст воззвания к народу об охране памятников культуры. Оно было отпечатано и уже 12 марта расклеено на стенах домов и дворцов Петрограда. По предложению Горького и Комиссии местом похорон жертв революции было выбрано Марсово поле. Думая об установке новых художественных памятников борцам за свободу, Горький, Рерих и Бенуа публикуют в «Русской воле» открытое письмо с предложением всем правительственным и общественным учреждениям, в ведении которых находилось сооружение различных памятников, прекратить эти работы, а о начатых проектах довести до сведения Особого совещания.

Временное правительство не поддержало начинаний Горького и его Комиссии. В связи с этим 20 апреля 1917 года Горький объявил о роспуске Особого совещания. Но группа деятелей искусства, возглавляемая писателем, не распалась. Она продолжала выполнять свою большую работу, теперь уже только от лица Комиссии по делам искусств при Исполнительном Комитете Совета рабочих и солдатских депутатов. Члены этой Комиссии по инициативе Горького, Рериха и других решили также учредить «в целях содействия развитию русского искусства и приближения его к народным массам» «Общество друзей и любителей искусства». Новые начинания, мечты и надежды Рериха омрачались в эти годы тяжелой болезнью. Еще в 1915 году он заболел воспалением легких. Его состояние было тогда настолько опасным, что в «Биржевых ведомостях» за 23 мая была помещена информация о ходе болезни. 16 декабря 1916 года Рерих выезжает в Карелию, климат которой был благоприятен при нескончаемых бронхитах и пневмониях, мучивших его с детства. Здесь наступило временное выздоровление. Но «ползучая» пневмония опять заставила в начале мая 1917 года ехать в Сердоболь (Сортавала), где еще с декабря прошлого года была снята дача в ладожских шхерах. В это время Рерих так тяжело и безнадежно болел, что вынужден был составить завещание, в котором между прочим писал: «... Прошу Русский Народ и Всероссийское Общество Поощрения Художеств помочь семье моей; помочь, помня, что я отдал лучшие годы и мысли на служение русскому художественному просвещению».
В августе 1917 года Рериху удалось ненадолго приехать в Петроград. Но он простудился, и болезнь возобновилась. Пришлось снова уехать. В это ответственное для России время, когда свершалась Великая Октябрьская революция, Рерих живет смутными слухами, доходящими из Петрограда. По сохранившимся письмам художника можно установить, что ему сообщают лишь о тяжелых бытовых условиях, обрушившихся на город, подтасовывая ложные факты, пишут о повреждениях зданий государственных учреждений при взятии их восставшими. Не имея объективных сведений о происходящих революционных событиях, Рерих болезненно воспринимает эти слухи, заслоняющие собой смысл больших исторических свершений. И еще с большей силой в нем возрастает желание творить для народа, «просветить его свободою, научить познать то, что есть великая свобода и братство». Рерих разрабатывает план реорганизации Школы Общества поощрения художеств в Свободную Академию искусств и мечтает как молено скорее провести это в жизнь. 2 января 1918 года он присылает в Школу телеграмму о предстоящей реформе, а на следующий день приезжает сам и проводит заседание преподавателей и представителей учащихся, на котором был принят проект реформы. Совершенно больной, Рерих вновь возвращается в Сердоболь. В начале 1918 года Россия оказалась в огненном кольце интервенции. На северном фронте были захвачены Выборг и Архангельск. Сердоболь стал глубоким тылом белофиннов. Неожиданно для самого себя Рерих оказался отрезанным от горячо любимой им родины. Он не мог теперь активно включиться в строительство новой свободной жизни, о которой мечтал долгие годы. Это тяжелым камнем легло на сердце. Тоска по России сделалась постоянной спутницей художника.

  продолжение...


 Циклы творчества:   Древо преблагое   Страж пустыни   Розовые горы   Меч Гэсера   Печоры   Знаки Христа

"Рерих - это имя уже давно стало обозначать целый космос, творческой волей художника вызванный к жизни, - целый мир образов глубочайшего значения, одушевленный мудростью в античном смысле слова: софия есть Мастерство, умение создавать вещь. Подлинные художники недаром именуются у Аристотеля мудрыми". (Э.Голлербах)

www.roerih.ru, Николай Константинович Рерих, 1874-1947
Русский художник, философ, путешественник. E-mail - niko(a)roerih.ru


Rambler's Top100