На главную    

   Биография

   Живопись

   Хронология    

   Фото архив    

   В поисках    
   Шамбалы    

   "Зажигайте    
   сердца ♥ ♥"   

   Сердце Азии    

   Рерих в    
   Петербурге    

   Статьи о
   Рерихе    

   Статьи
   Рериха    

   Беликов    

   Князева    

   Гостевая

   Музеи

   Ссылки


Николай Рерих
   Николай Рерих
   1939 год




   

Валентина Павловна Князева. Николай Рерих

  
   

Содержание книги:

Введение
Своим путем
Зрелось
Будущее народа - 2 - 3 - 4
Народное достояние
Школа искусств
Сказка Севера - 2
К природе
Занавес поднят - 2 - 3
Росписи и мозаики - 2
Сила красок - 2
Предчувствия и
действительность
- 2
На переломе
На чужбине
Заключение

   


Осенью 1902 года Дягилев снова приглашает Рериха вступить в «Мир искусства». Это предложение сопровождалось усиленными уговорами со стороны Нестерова и Боткина. От членства Рерих опять отказался, но дал согласие участвовать в выставке 1902 года. Он принимает участие и в следующей выставке. Теперь, когда «Мир искусства» разросся и оформился, когда в него вошли крупные мастера, Рериха стало многое привлекать в творческой практике этой группировки. Ему была близка устремленность ее художников к прошлому, поиски ими красоты содержания, разработка новых формальных приемов. Но Рерих солидаризируется не со всеми членами «Мира искусства». По-прежнему натянутые отношения остаются у него с основным ядром художников, и в частности с Бенуа и Сомовым, которых он за их «западничество» называет «версальскими рапсодами». А они в свою очередь, не разделяя интереса Рериха к древним эпохам, или, как писал Бенуа, к «дальним звероподобным предкам», считали его «чужаком» в своей среде. Эта взаимная неприязнь сохранилась и после 1910 года, когда Рериха за организационный талант единогласно избрали председателем возрожденного «Мира искусства». Но были и другие мирискусники - П.Билибин, А.Рябушкин, С.Малютин, М.Нестеров. Они, так же как и Рерих, любили все истинно русское: историю, народное творчество, природу. С этими художниками у Рериха сложились самые близкие, дружеские отношения, однако и с ними не установилось полного духовного контакта, ибо они в своем творчестве были далеки от поисков того нового «действенного» искусства, которое волновало Рериха. И становится понятным, почему в 1903 году он с горечью писал о своих современниках: «Но не умеем мы, не хотим мы помочь народу опять найти красоту в его трудной жизни». В поисках «действенного», «доброго» искусства Рерих, в отличие от Толстого, обратился не к созданию новой «очищенной» религии, а к далекому прошлому. Это открыло перед ним большие возможности для научных изысканий и определило характер всего его творчества. Ярко проявились взгляды художника в статье «Радость искусству» (1908). В ней он прослеживает историю нашей родины в разные периоды и смело проводит параллели с современностью. Более всего Рерих останавливается на самом раннем доклассовом обществе, которое его интересует теперь не только как историка, но и как философа. Несколько идеализируя историю, он пишет о том, что на ранней стадии развития человечества, когда не было ни классов, ни государства, ни национальностей, люди, свободные от этих оков современного общества, жили значительно радостнее, привольнее и постоянно находились в общении с искусством. Древнее искусство Рериху представлялось многогранным и синтетичным. Это народные песни, сказки, танцы, различные обряды, прикладное искусство, архитектура, скульптура, живопись. Не в пример современному искусству, ставшему уделом только избранных, как утверждал Рерих, старое искусство было неотъемлемой частью повседневной жизни народа, создавалось им самим и преобразовывало собой действительность. Это «счастливое прошлое»,- пишет он в статье «Радость искусству»,- было «суждено всем», даже в каменном веке, предполагает художник, искусство занимало значительно большее место в быту, чем в настоящее время. Рериха интересует также древнее искусство Скандинавии, Индии, Монголии, Китая, слагавшееся на протяжении тысячелетий. Он считает его таким же действенным, глубоко народным и видит в нем богатейшие духовные ценности.

Рерих постоянно стремился найти и в самой действительности факты, которые подкрепили бы его взгляды. С большим интересом он следил за работой мастерских в Талашкине и многое из того, что там перед ним предстало, попытался осветить со своих позиций. В статье 1905 года, посвященной Талашкину, он писал: «У священного очага, вдали от городской заразы, творит народ вновь обдуманные предметы, без рабского угодства, без фабричного клейма, творит любовно и досужно. Снова вспоминаются заветы дедов и красота и прочность старинной работы. В молодежи зарождаются новые потребности и крепнут ясным примером. Некогда бежать в винную лавку; и без нее верится празднику, когда кругом открывается столько истинно занятного, столько уносящего от будней... Хоры. Музыка. Событие деревни - театр. И театр затейный. Вспоминаю приготовления к «Сказке о семи богатырях»... Пишется музыка. Укладывается текст. Сколько хлопотни за костюмами... Постановка. Танцы. II не узнать учеников. Как бегут после работы от верстака, от косы и граблей к старинным уборам; как стараются «сказать»; как двигаются в танцах, играют в оркестре. С неохотой встречают ночь и конец». В Талашкине Рерих видел первые шаги на пути к новой жизни, осуществляемые средствами искусства, видел, как он писал, «начало храма этой жизни», и наивно верил, что подобные очаги культуры могут содействовать духовному преобразованию общества в царской России. Рерих в 1900-е годы горячо ратует за то, чтобы искусству было возвращено его законное место, чтобы оно широко вошло в жизнь народа, стало бы многогранным и всеобъемлющим, обрело бы общественно-воспитательную силу. Он считает необходимым изучать памятники русского, подлинно народного творчества, их образный и формальный строй и на этой основе искать пути для развития нового искусства, которое, по его убеждению, могло бы оказать решающее влияние на умы современников и изменить ход истории. У Рериха зарождается также мысль о возможном использовании для нового искусства богатейших духовных сокровищ Востока. В 1913 году он публикует статью «Индийский путь», в которой пишет о необходимости изучения культуры Индии и организации туда большой экспедиции. Вместе со своим другом археологом В. Голубевым Рерих составляет план экспедиции и начинает готовиться к путешествию, ставя перед собой цель изучить на месте первоисточники восточной философии и древние памятники искусства, которые, как он полагал, помогли бы оздоровить и обогатить современную мировую культуру, привести человечество к духовному возрождению, к новому Ренессансу. Рерих по своим философским и эстетическим взглядам занял совершенно особое место в русском изобразительном искусстве. В художественной среде не было деятелей, которые полностью разделяли бы и поддерживали его идеи. В своих исканиях Рерих был одинок. Но при всем этом он был характернейшим художником начала XX века, воплотившим в своей творческой личности многие устремления и противоречия эпохи. Принадлежа к прогрессивной русской интеллигенции, Рерих думал о судьбах народа, призывал бороться за его будущее. Он постоянно поднимал вопрос об общественном назначении искусства, его служении народу, выступал против упадочных течений. И в то же самое время уходил от действительности в прошлое. Выдвигая принципы гуманного, «доброго» искусства, отказывался от критического направления, от обличения современности и этим сужал возможности своего творчества.
Подобно Толстому, Рерих свято верил в преобразующую силу идей, полагая, что для борьбы за изменение духовных основ жизни общества потребуются длительные сроки. И становится понятным отношение художника к первой русской революции. Он воспринял ее как исторический эпизод, который не в силах изменить существующий строй. Как и Толстой, он не принял революцию, остался равнодушным к ней, не откликнулся своим творчеством на происходящие события. Рерих не знал истинных путей освобождения народа. Однако, при всей идеалистичности взглядов художника на вопросы общественного развития, утопичности идеи нравственного преобразования общества в те годы, его мысли об искусстве несли в себе отдельные ценные положения. Они дали возможность решать на практике ряд вопросов современной культуры. В начале 1900-х годов и особенно в период свирепой реакции, последовавшей за революцией 1905-1907 годов, когда многие деятели культуры потеряли веру в будущее, отвернулись от народа, встали на путь отрицания общественной роли искусства, Рерих всю страсть своей души, все свои помыслы устремляет к будущему, призывает творить для народа, брать в основу творчества лучшие традиции народного искусства. Это стало делом всей его жизни, его гражданским долгом.

  продолжение...


 Циклы творчества:   Древо преблагое   Страж пустыни   Розовые горы   Меч Гэсера   Печоры   Знаки Христа


  Рекомендуем посетить сайты:

  » 

"Рерих использовал легенду в своем творчестве, как Мусоргский использовал народную песню. Когда творчество воплощает чувства человечества, в нем выражаются интересы всего мира". (Гамильтон Истерфилд)

www.roerih.ru, Николай Константинович Рерих, 1874-1947
Русский художник, философ, путешественник. E-mail - niko(a)roerih.ru


Rambler's Top100