На главную    

   Биография

   Живопись

   Хронология    

   Фото архив    

   В поисках    
   Шамбалы    

   "Зажигайте    
   сердца ♥ ♥"   

   Сердце Азии    

   Рерих в    
   Петербурге    

   Статьи о
   Рерихе    

   Статьи
   Рериха    

   Беликов    

   Князева    

   Гостевая

   Музеи

   Ссылки


Николай Рерих
   Николай Рерих
   1939 год




   

Валентина Павловна Князева. Николай Рерих

  
   

Содержание книги:

Введение
Своим путем
Зрелось
Будущее народа - 2 - 3 - 4
Народное достояние
Школа искусств
Сказка Севера - 2
К природе
Занавес поднят - 2 - 3
Росписи и мозаики - 2
Сила красок - 2
Предчувствия и
действительность
- 2
На переломе
На чужбине
Заключение

   


Осенью 1902 года Дягилев снова приглашает Рериха вступить в «Мир искусства». Это предложение сопровождалось усиленными уговорами со стороны Нестерова и Боткина. От членства Рерих опять отказался, но дал согласие участвовать в выставке 1902 года. Он принимает участие и в следующей выставке. Теперь, когда «Мир искусства» разросся и оформился, когда в него вошли крупные мастера, Рериха стало многое привлекать в творческой практике этой группировки. Ему была близка устремленность ее художников к прошлому, поиски ими красоты содержания, разработка новых формальных приемов. Но Рерих солидаризируется не со всеми членами «Мира искусства». По-прежнему натянутые отношения остаются у него с основным ядром художников, и в частности с Бенуа и Сомовым, которых он за их «западничество» называет «версальскими рапсодами». А они в свою очередь, не разделяя интереса Рериха к древним эпохам, или, как писал Бенуа, к «дальним звероподобным предкам», считали его «чужаком» в своей среде. Эта взаимная неприязнь сохранилась и после 1910 года, когда Рериха за организационный талант единогласно избрали председателем возрожденного «Мира искусства». Но были и другие мирискусники - П.Билибин, А.Рябушкин, С.Малютин, М.Нестеров. Они, так же как и Рерих, любили все истинно русское: историю, народное творчество, природу. С этими художниками у Рериха сложились самые близкие, дружеские отношения, однако и с ними не установилось полного духовного контакта, ибо они в своем творчестве были далеки от поисков того нового «действенного» искусства, которое волновало Рериха. И становится понятным, почему в 1903 году он с горечью писал о своих современниках: «Но не умеем мы, не хотим мы помочь народу опять найти красоту в его трудной жизни». В поисках «действенного», «доброго» искусства Рерих, в отличие от Толстого, обратился не к созданию новой «очищенной» религии, а к далекому прошлому. Это открыло перед ним большие возможности для научных изысканий и определило характер всего его творчества. Ярко проявились взгляды художника в статье «Радость искусству» (1908). В ней он прослеживает историю нашей родины в разные периоды и смело проводит параллели с современностью. Более всего Рерих останавливается на самом раннем доклассовом обществе, которое его интересует теперь не только как историка, но и как философа. Несколько идеализируя историю, он пишет о том, что на ранней стадии развития человечества, когда не было ни классов, ни государства, ни национальностей, люди, свободные от этих оков современного общества, жили значительно радостнее, привольнее и постоянно находились в общении с искусством. Древнее искусство Рериху представлялось многогранным и синтетичным. Это народные песни, сказки, танцы, различные обряды, прикладное искусство, архитектура, скульптура, живопись. Не в пример современному искусству, ставшему уделом только избранных, как утверждал Рерих, старое искусство было неотъемлемой частью повседневной жизни народа, создавалось им самим и преобразовывало собой действительность. Это «счастливое прошлое»,- пишет он в статье «Радость искусству»,- было «суждено всем», даже в каменном веке, предполагает художник, искусство занимало значительно большее место в быту, чем в настоящее время. Рериха интересует также древнее искусство Скандинавии, Индии, Монголии, Китая, слагавшееся на протяжении тысячелетий. Он считает его таким же действенным, глубоко народным и видит в нем богатейшие духовные ценности.

Рерих постоянно стремился найти и в самой действительности факты, которые подкрепили бы его взгляды. С большим интересом он следил за работой мастерских в Талашкине и многое из того, что там перед ним предстало, попытался осветить со своих позиций. В статье 1905 года, посвященной Талашкину, он писал: «У священного очага, вдали от городской заразы, творит народ вновь обдуманные предметы, без рабского угодства, без фабричного клейма, творит любовно и досужно. Снова вспоминаются заветы дедов и красота и прочность старинной работы. В молодежи зарождаются новые потребности и крепнут ясным примером. Некогда бежать в винную лавку; и без нее верится празднику, когда кругом открывается столько истинно занятного, столько уносящего от будней... Хоры. Музыка. Событие деревни - театр. И театр затейный. Вспоминаю приготовления к «Сказке о семи богатырях»... Пишется музыка. Укладывается текст. Сколько хлопотни за костюмами... Постановка. Танцы. II не узнать учеников. Как бегут после работы от верстака, от косы и граблей к старинным уборам; как стараются «сказать»; как двигаются в танцах, играют в оркестре. С неохотой встречают ночь и конец». В Талашкине Рерих видел первые шаги на пути к новой жизни, осуществляемые средствами искусства, видел, как он писал, «начало храма этой жизни», и наивно верил, что подобные очаги культуры могут содействовать духовному преобразованию общества в царской России. Рерих в 1900-е годы горячо ратует за то, чтобы искусству было возвращено его законное место, чтобы оно широко вошло в жизнь народа, стало бы многогранным и всеобъемлющим, обрело бы общественно-воспитательную силу. Он считает необходимым изучать памятники русского, подлинно народного творчества, их образный и формальный строй и на этой основе искать пути для развития нового искусства, которое, по его убеждению, могло бы оказать решающее влияние на умы современников и изменить ход истории. У Рериха зарождается также мысль о возможном использовании для нового искусства богатейших духовных сокровищ Востока. В 1913 году он публикует статью «Индийский путь», в которой пишет о необходимости изучения культуры Индии и организации туда большой экспедиции. Вместе со своим другом археологом В. Голубевым Рерих составляет план экспедиции и начинает готовиться к путешествию, ставя перед собой цель изучить на месте первоисточники восточной философии и древние памятники искусства, которые, как он полагал, помогли бы оздоровить и обогатить современную мировую культуру, привести человечество к духовному возрождению, к новому Ренессансу. Рерих по своим философским и эстетическим взглядам занял совершенно особое место в русском изобразительном искусстве. В художественной среде не было деятелей, которые полностью разделяли бы и поддерживали его идеи. В своих исканиях Рерих был одинок. Но при всем этом он был характернейшим художником начала XX века, воплотившим в своей творческой личности многие устремления и противоречия эпохи. Принадлежа к прогрессивной русской интеллигенции, Рерих думал о судьбах народа, призывал бороться за его будущее. Он постоянно поднимал вопрос об общественном назначении искусства, его служении народу, выступал против упадочных течений. И в то же самое время уходил от действительности в прошлое. Выдвигая принципы гуманного, «доброго» искусства, отказывался от критического направления, от обличения современности и этим сужал возможности своего творчества.
Подобно Толстому, Рерих свято верил в преобразующую силу идей, полагая, что для борьбы за изменение духовных основ жизни общества потребуются длительные сроки. И становится понятным отношение художника к первой русской революции. Он воспринял ее как исторический эпизод, который не в силах изменить существующий строй. Как и Толстой, он не принял революцию, остался равнодушным к ней, не откликнулся своим творчеством на происходящие события. Рерих не знал истинных путей освобождения народа. Однако, при всей идеалистичности взглядов художника на вопросы общественного развития, утопичности идеи нравственного преобразования общества в те годы, его мысли об искусстве несли в себе отдельные ценные положения. Они дали возможность решать на практике ряд вопросов современной культуры. В начале 1900-х годов и особенно в период свирепой реакции, последовавшей за революцией 1905-1907 годов, когда многие деятели культуры потеряли веру в будущее, отвернулись от народа, встали на путь отрицания общественной роли искусства, Рерих всю страсть своей души, все свои помыслы устремляет к будущему, призывает творить для народа, брать в основу творчества лучшие традиции народного искусства. Это стало делом всей его жизни, его гражданским долгом.

  продолжение...


 Циклы творчества:   Древо преблагое   Страж пустыни   Розовые горы   Меч Гэсера   Печоры   Знаки Христа

"Деятельность Рериха была подвигом во имя развития мировой культуры. История XX века, пожалуй, не знает имени другого художника, который сделал бы так же много в этой области, как он". (Валентина Князева)

www.roerih.ru, Николай Константинович Рерих, 1874-1947
Русский художник, философ, путешественник. E-mail - niko(a)roerih.ru


Rambler's Top100