На главную    

   Биография

   Живопись

   Хронология    

   Фото архив    

   В поисках    
   Шамбалы    

   "Зажигайте    
   сердца ♥ ♥"   

   Сердце Азии    

   Рерих в    
   Петербурге    

   Статьи о
   Рерихе    

   Статьи
   Рериха    

   Беликов    

   Князева    

   Гостевая

   Музеи

   Ссылки


Николай Рерих
   Николай Рерих
   1939 год




   

Валентина Павловна Князева. Николай Рерих

  
   

Содержание книги:

Введение
Своим путем
Зрелось
Будущее народа - 2 - 3 - 4
Народное достояние
Школа искусств
Сказка Севера - 2
К природе
Занавес поднят - 2 - 3
Росписи и мозаики - 2
Сила красок - 2
Предчувствия и
действительность
- 2
На переломе
На чужбине
Заключение

   


По своему философскому содержанию «Поморянам» близка небольшая пастель «Каменный век» (1910). В солнечный радостный день собрались жители приозерного поселения на праздник, весны. Нарядно одетые, они веселятся, поют, танцуют. Их свайные постройки богато украшены шкурами убитых животных. Солнце ласковым ликующим светом заливает всю сцену. Эта композиция, исполненная в желтовато-янтарных тонах, передает тот мир радости и приволья жизни древнего человека, который рисовался воображению художника. Многие произведения строятся на материале древних народных легенд и культов. В основу картины «Человечьи праотцы» (1911) легло старинное предание. Некоторые древние племена почитали медведя как священного зверя. В частности, на территории современного Ярославля на месте, которое известно в народе под названием «Медвежий угол», было обнаружено древнейшее поселение человека середины I тысячелетия до нашей эры. Жители этого поселения считали медведя родоначальником человека и видели в нем воплощение многих идеальных черт: силы, добродушия, трудолюбия и т.д. Этот культ дожил здесь до XI века, когда, как повествуется в «Сказании о построении града Ярославского», князь Ярослав Мудрый, усмиряя язычников-смердов, покорил древнее поселение и зарубил священного зверя.
Рерих в своей картине силой воображения пытается воссоздать характерную для язычников культовую сцену. В спокойной красивой гамме зеленоватых, желтовато-коричневатых тонов он изображает типичный для средней полосы России холмистый пейзаж с богатыми нивами, роскошными зелеными лугами. В центре композиции - древний славянин, играющий на свирели. Его окружают бурые медведи. Внемля чудесным звукам, они прилегли на склонах холмов. И кажется, что тихая радость и довольство разлиты по всей земле, что все живое в далеком прошлом жило по законам гармонии и красоты. Исчезнувший древний лик земли, людей, населявших ее, их жизнь, труд, ратные подвиги и обряды, чувства и мысли Рерих как бы воскрешает из небытия во многих других работах: «Человек со скребком» (1905), «Три варяга приближаются» (1906), «Поморяне. Вечер» (1907), «Задумывают одежду», «Собирают дань» (1908), «Волокут волоком» (1915) и других.
Каждое из этих произведений построено художником на глубоком знании исторического материала. Каждое из них дает убедительные сцены прошлого. И при этом они пронизаны единым философским содержанием. Уходя в прошлое, Рерих отбирал в нем все то, что можно было бы противопоставить современному миру с его грязью, пошлостью и уродством, и создавал на своих полотнах идеальный мир свободы и приволья древнего доклассового общества. Это были настолько необычные и неповторимые по своему содержанию картины, что некоторые современники называли их «державой Рериха» и этим особо подчеркивали своеобразие художника в истории русской живописи.

Большое место в искусстве Рериха занимают образы народных сказок. Изучая фольклор, он постоянно ощущал богатство фантазии, красоту духовного мира русского человека. II если в «исторических» полотнах пытался воссоздать «видимые» им картины прошлого, то произведениями этого жанра стремился не только раскрыть красоту народного творчества, но и убедить современников в том, как поэтична была старина, оставившая такое богатое наследие. Рерих обращается к самым древним, самым любимым образам русских сказок. Его познания в этой области неисчерпаемы. Темы всегда новы и занимательны. На полотнах художника по небу плывет ковер-самолет, возвышается причудливый замок кикиморы, кудесники и колдуны творят земные и водные заклятия, землю и леса населяют странные существа: змиевна, оборотни, лесовики, ведуньи. Таинственны, молчаливы тропа прямоезжая, могила великана, туманный замок. Сказочность, фантастичность сюжетов ведет Рериха к стилизации. В картинах - яркие, декоративные краски, формы несуществующего мира кажутся подчас причудливыми, рисунок предельно упрощенным, лаконичным, эта стилизация уместна и необходима - она усиливает впечатление сказочности и поэтической прелести нашего народного искусства.
В поисках красоты давно прошедшего Рерих в зрелый период творчества обращается к истории и искусству не только России, но и других стран. Суровая Скандинавия вдохновила его на создание живописной сюиты «Викинг», состоящей из упомянутого уже «Боя» (1906), «Песни о викинге» (1907), «Триумфа викинга» (1908), «Песни о викинге» («Светлой ночью», 1909), «Варяжского моря» (1910). Далекой Индии посвящены картины «Девассари Абунту», «Девассари Абунту с птицами» (1906), «Мудрость Ману» (1916). К новым землям и странам устремлен и писательский талант художника. Созданные им притчи «Девассари Абунту», «Лаухми Победительница», «Граница царства» и другие построены по мотивам восточной мифологии.

  продолжение...


 Циклы творчества:   Древо преблагое   Страж пустыни   Розовые горы   Меч Гэсера   Печоры   Знаки Христа


  Рекомендуем посетить сайты:

  » 

"Гималаи! Что за магнетизм скрыт в вас! Какой символ спокойствия заключен в каждом снежном пике. Самые смелые легенды рождаются около гор." (Н.К.Рерих)

www.roerih.ru, Николай Константинович Рерих, 1874-1947
Русский художник, философ, путешественник. E-mail - niko(a)roerih.ru


Rambler's Top100