На главную    

   Биография

   Живопись

   Хронология    

   Фото архив    

   В поисках    
   Шамбалы    

   "Зажигайте    
   сердца ♥ ♥"   

   Сердце Азии    

   Рерих в    
   Петербурге    

   Статьи о
   Рерихе    

   Статьи
   Рериха    

   Беликов    

   Князева    

   Гостевая

   Музеи

   Ссылки


Николай Рерих
   Николай Рерих
   1939 год




   

Валентина Павловна Князева. Николай Рерих

  
   

Содержание книги:

Введение
Своим путем
Зрелось
Будущее народа - 2 - 3 - 4
Народное достояние
Школа искусств
Сказка Севера - 2
К природе
Занавес поднят - 2 - 3
Росписи и мозаики - 2
Сила красок - 2
Предчувствия и
действительность
- 2
На переломе
На чужбине
Заключение

   


Пожалуй, единственной областью жизни, где художник находил свои идеалы, была природа. Рерих - страстный почитатель природы. В природе, «самой канве жизни», он видит один из источников неиссякаемой красоты, духовного и физического возрождения человеческой личности. «Все нас гонит в природу: и духовное сознание и эстетические требования, и тело наше - и то ополчилось и толкает к природе, нас измочалившихся суетою и изверившихся», - пишет художник. Неутомимый путешественник, он сам стремится быть ближе к природе, черпает в ней свои силы и творческое вдохновение.
В 1907 году Рерих впервые попал в Финляндию. Его глубоко взволновали дикие, нетронутые места сурового севера. Студеные озера и фиорды, огромные валуны и молчаливые сосны он запечатлел в превосходных этюдах «Вентила», «Олафсборг», «Пункахарью», «Иматра», «Седая Финляндия», «Сосны», «Камни», «Лавола» и других. В 1916 году Рерих вновь возвращается к северным мотивам. В работах этого времени («Холмы», «Карелия», «Черный берег», «Поля», «Озеро» и другие), так лее как и в этюдах 1907 года, скупой лаконичный рисунок, сдержанная цветовая гамма, монументальные обобщенные формы убедительно передают суровую красоту севера.
Путешествуя по разным землям и странам, Рерих всюду спешит запечатлеть взволновавшие его виды. Так, в 1906 году появляются эффектные красочные этюды Италии и Швейцарии, построенные на смелых, звучных сопоставлениях зеленого, синего, желтого, красного, в 1909 и 1912 годах пишутся Рейнские этюды, в 1913 году - этюды Кавказа. Много проникновенных горячих строк посвящает он природе в статье «К природе» (1901), в которой призывает современников быть ближе к природе, «впитать духовно красоты ее». Будучи археологом, Рерих чутким глазом ученого и художника видел и другое: поросшие кустарником курганы и урочища, смутные очертания исчезнувших городищ, священные дубы, быстрые реки, по которым плыли расписные ладьи. «Везде что-то было. Каждое место полно минувшего», - писал он о своих впечатлениях от поездки по Волхову. Увлеченный историческими «видениями», Рерих создает значительные пейзажи, в которых силой знания и художественного чутья восстанавливает исчезнувший древний лик земли. Его любимыми темами становятся виды древних городов, городищ, урочищ, различные типы погребений: жальники, избы смерти. Но «чистых» исторических пейзажей у Рериха сравнительно мало. Особый интерес для него представляла проблема общения древнего человека с природой. Ему казалось, что люди далеких эпох, постоянно находясь на лоне природы, Значительно тоньше понимали красоты ее, черпали в ней духовные и физические силы. «...Широко жил и широко чувствовал древний. Если хотел он раскинуться свободно, то забирался на самый верх местности, чтобы в ушах гудел вольный ветер, чтобы сверкала под ногами быстрая река или широкое озеро, чтобы не знал глаз предела в синеющих, заманчивых далях», - писал художник. Не случайно фоном почти всех его картин является пейзаж. Не случайно во многие произведения пейзажного жанра он вводит фигурки людей, оставляет их наедине с природой, созерцающими красоты ее, поверяющими ей свои думы и чувства, сливающимися с ней духовно и физически.
По весенним зеленым холмам среди стройных белоствольных березок бродит тоскующая Ункрада с цветами («Ункрада», 1909). Навстречу ветру, морским волнам порывисто устремилась девушка, с тоской и болью смотрит она вдаль («За морями - земли великие», 1910). Безмятежен, спокоен отдых утомленного охотника на берегу холодного северного моря («Отдых охотника», 1916).
Одна из поэтичнейших картин - «Звездные руны» (1912). Тихая теплая ночь опустилась на землю. В величавом спокойствии почили горы и леса. На волшебно светящемся небе изумрудами рассыпаны яркие звезды. С благоговением внимает им древний человек, в их мерцании, движении как бы улавливая неразгаданные руны. Мастерски использует художник в этом произведении богатейшие возможности темперы - бархатистость фактуры, нежность и мягкость тонов, выразительно передающих красоту звездной ночи. Большую группу произведений составляют пейзажи, в которых заложено пантеистическое восприятие природы, столь характерное для различных народов периода родового строя. Древние славяне также обожествляли силы природы, поклонялись солнцу, небу, огню, воде, земле, животным, растениям, также признавали существование сверхъестественных, мистических сил, непосредственную связь с ними человека. Их языческая религия оставила на многие века красивые сказки и предания, отголоски которых бытуют в народе и в настоящее время. Рерих считал эту религию глубоко поэтичной и видел в поклонении природе один из источников творчества древних народов. В ряде произведений художник как бы сам переносится в далекие времена и становится «очевидцем» сокрытых сил природы, отгадчиком ее тайн. Постоянно работая с натуры, он ищет в природе такие явления и формы, которые сами по себе рождают в воображении каждого из нас те или иные фантастические образы. Он широко использует также мотивы языческой мифологии, скандинавской Эдды, карело-финского эпоса Калевалы. Талантливо сочетая элементы фантастики с реалистическим изображением природы, он создает своеобразные пейзажи, которые близки его произведениям на сказочные сюжеты.
Внимание Рериха особенно часто привлекает небо. Он неоднократно наполняет его символическими изображениями, которые, вероятно, рисовались воображению древних. В одной из картин - «Илья Пророк» (1907) -в багровых, грозовых облаках мчится колесница Ильи Пророка; в другой - «Веления неба» (1915) - собравшиеся люди пытаются уловить «веления», которые посылает им небо, охваченное северным сиянием; странными, причудливыми формами, отдаленно напоминающими птиц, плывут облака в картинах «Вестник» (1914) и «Знамение» (1915). Некоторые произведения невольно вызывают в памяти старые народные сказки о заколдованных волшебных камнях, в которых заключены злые и добрые силы: «У дивьего камня неведомый старик поселился» (1910), «Великанша Кримгерд», «Дом духа» (1915). Элементы пантеистического мистицизма есть также в картинах «Бой» (1906), «Человечьи праотцы» (1911), «Звездные руны» (1912), «Стрелы неба - копья земли» (1915) и других. В этом же плане был начат и один из лучших исторических пейзажей «Небесный бой» (1909). Над холмами и озерами - грандиозные клубящиеся облака. Золотистые, пронизанные солнечным светом, они бурно нарастают, теснят друг друга, переходят из одной формы в другую и вступают в напряженный яростный бой с темными грозовыми тучами. В тягостном ожидании притихло древнее озерное селение. Слабыми, беззащитными кажутся свайные постройки.
Первоначально среди напряженных динамичных облаков художник пытался наметить фигурки летящих валькирий - дев-воительниц. Но затем отказался от этой мысли, так как она показалась ему навязчивой, и записал валькирий, сказав: «пусть присутствуют незримо». Это изменило первоначальный полу сказочный замысел произведения, усилило его эмоциональное звучание, углубило философский смысл. В бурном столкновении грозовых облаков, в их нарастании и борьбе есть ощущение вечного движения, вечной жизни, подвластной законам вселенной. Многообразен мир природы Рериха. Скромные натурные этюды сочетаются с историческими реминисценциями, фантастическими образами. Но над какими бы пейзажами он ни работал, каждое его творение звучит гимном природе, воспеванием ее вечной красоты и могущества.

  продолжение...


 Циклы творчества:   Древо преблагое   Страж пустыни   Розовые горы   Меч Гэсера   Печоры   Знаки Христа

"Никто не осмелится сказать, что Гималаи - это теснины и мрачные врата, никто не произнесет там слово - однообразие. Целая часть слов будет позабыта, когда вы войдете в царство гималайских снегов. И будет оставлена именно мрачная и скучная часть словаря." (Н.К.Рерих)

www.roerih.ru, Николай Константинович Рерих, 1874-1947
Русский художник, философ, путешественник. E-mail - niko(a)roerih.ru


Rambler's Top100