На главную    

   Биография

   Живопись

   Хронология    

   Фото архив    

   В поисках    
   Шамбалы    

   "Зажигайте    
   сердца ♥ ♥"   

   Сердце Азии    

   Рерих в    
   Петербурге    

   Статьи о
   Рерихе    

   Статьи
   Рериха    

   Беликов    

   Князева    

   Гостевая

   Музеи

   Ссылки


Николай Рерих
   Николай Рерих
   1939 год




   

Валентина Павловна Князева. Николай Рерих

  
   

Содержание книги:

Введение
Своим путем
Зрелось
Будущее народа - 2 - 3 - 4
Народное достояние
Школа искусств
Сказка Севера - 2
К природе
Занавес поднят - 2 - 3
Росписи и мозаики - 2
Сила красок - 2
Предчувствия и
действительность
- 2
На переломе
На чужбине
Заключение

   


Произведения Рериха всегда поражают и радуют красотой колористического строя, новизной цветовых сочетаний, своеобразными приемами письма. Природа щедро наградила художника исключительным даром колориста. Краска в его произведениях превращается в подлинный язык живописи. Она передает не только цвет реальных предметов, форму, материал, свет и пространство - колорит становится одним из ведущих компонентов содержания картин. Невозможно представить радостное, бодрое звучание «Заморских гостей» без сопоставления ярких красных и синих красок. Ужас, тревогу в картине «Зарево» вызывает красный пламенеющий цвет. Сказочен, зловещ огненно светящийся змей в «Граде обреченном». Контрастирующие и переходящие один в другой темно-синие, золотисто-желтые, зеленовато-голубоватые тона дают жизнь и движение облакам в «Небесном бое». В самой действительности, в сказочных красотах вечернего и предрассветного неба, в кровавых закатах, в холодной гамме северной природы находит художник свою палитру. Но он подходит к колориту творчески. Он так обобщает свои впечатления, так отбирает и усиливает отдельные цвета и тона, дает их контрасты и различные сочетания, что они становятся активными носителями содержания произведений и вызывают у зрителей глубокие мысли и чувства.
Ученик первоклассного живописца, новатора в области колорита Куинджи, Рерих с первых же лет своего творчества упорно ищет наиболее выразительные приемы письма для воплощения своих замыслов.

В первый период творчества, как мы уже отмечали, он работал в основном масляной живописью, переходил от одной манеры к другой, совершенствуя найденные приемы. Напомним, что самые ранние работы написаны широкими, пастозными мазками, в темной колористической гамме («Сходятся старцы»). Вскоре Рерих отказывается от этой манеры и обращается к живописи чистыми несмешанными красками, положенными на холст небольшими корпусными мазками («Заморские гости»). Несколько в иной системе, как бы мозаично, кладется краска в картинах «Город строят» и «Бой». Уже эти ранние произведения имели большие достоинства по своему смелому колористическому построению, необычности манеры письма.
Во второй период творчества Рерих переключается на темперу и продолжает упорные поиски новых изобразительных средств. Он работает несколькими красками, дающими в зависимости от связующих веществ различные цвето-световые возможности. Особенно нравилась ему мюнхенская темпера Вурма. Ею было выполнено большинство картин 900-х годов и стенопись в Талашкине. Заветной мечтой художника было создание своих отечественных высококачественных красок. В иконописной мастерской Школы Общества поощрения художеств он проводит различные опыты с яичной и клеевой темперами. В 1914 году вместе с инженером-химиком В.Щавинским думает открыть при Школе экспериментальную мастерскую по изготовлению красок. Но Щавинский вскоре умер, и большая, нужная работа не нашла продолжателей. Наряду с темперой, Рериха привлекла также пастель, отличающаяся бархатистостью, мягкостью фактуры, чистотой и нежностью цвета. Он исполняет ряд произведений чистой пастелью, пробует комбинировать темперу и пастель. Упорный, напряженный труд, различные опыты, поиски новых цветовых сочетаний, живописных приемов привели Рериха во второй период творчества к новым значительным достижениям.
У Рериха нет определенной, раз навсегда принятой манеры. Она часто меняется. Для каждой новой задуманной работы, в зависимости от содержания, он ищет особые приемы, комбинации красок. Каждая из его картин по живописному строю не повторяет предыдущую. Но при этом у Рериха, как у любого художника, есть свои характерные цветовые отношения, своя манера письма. Вдохновенный певец Севера, он особенно часто разрабатывает холодную, чуть грустную гамму приглушенных синих, голубых, зеленых, желтых тонов. В этой гамме написаны многие сюжетные композиции: «Заклятие земное», «Оборотень», «Ункрада», «Прокопий праведный за неведомых плавающих молится», сюита «Викинг», пейзажи Севера. Цвета звучат в них спокойно, мягко переходят один в другой, создавая красивую колористическую гамму. К этой группе произведений можно отнести также ночные пейзажи с волшебно светящимся изумрудным небом, с тончайшими переходами мягких, бархатистых тонов. Некоторые произведения строятся на одном основном, ярко звучащем цвете. «Дары» и «Каменный век» подчинены желтому цвету, «Зарево» - красному, «Мельница в горах» - синему. Ряд картин исполнен в звучной гамме, составленной из нескольких чистых, открытых цветов. Излюбленные сочетания художника - пламенеющие красные, зеленые, синие, желтые краски, взятые в полную силу. Чаще всего он берет два, иногда три определенных цвета и смело их сопоставляет. Так, на ярких зеленых и красных пятнах построена «Сеча при Керженце». Эскиз декорации к «Сестре Беатрисе» решен в напряженном звучании синих, желтых, красных, зеленых цветов, «Половецкий стан» 1914 года - в приглушенных красных, зеленых, желтых.

  продолжение...


 Циклы творчества:   Древо преблагое   Страж пустыни   Розовые горы   Меч Гэсера   Печоры   Знаки Христа

"Деятельность Рериха была подвигом во имя развития мировой культуры. История XX века, пожалуй, не знает имени другого художника, который сделал бы так же много в этой области, как он". (Валентина Князева)

www.roerih.ru, Николай Константинович Рерих, 1874-1947
Русский художник, философ, путешественник. E-mail - niko(a)roerih.ru


Rambler's Top100