Произведения Рериха всегда поражают и радуют красотой колористического строя, новизной цветовых сочетаний, своеобразными приемами письма. Природа щедро наградила художника исключительным даром колориста.
Краска в его произведениях превращается в подлинный язык живописи. Она передает не только цвет реальных предметов, форму, материал, свет и пространство - колорит становится одним из ведущих компонентов содержания картин.
Невозможно представить радостное, бодрое звучание «Заморских гостей» без сопоставления ярких красных и синих красок. Ужас, тревогу в картине «Зарево» вызывает красный пламенеющий цвет. Сказочен, зловещ огненно светящийся змей в «Граде обреченном».
Контрастирующие и переходящие один в другой темно-синие, золотисто-желтые, зеленовато-голубоватые тона дают жизнь и движение облакам в «Небесном бое».
В самой действительности, в сказочных красотах вечернего и предрассветного неба, в кровавых закатах, в холодной гамме северной природы находит художник свою палитру. Но он подходит к колориту творчески.
Он так обобщает свои впечатления, так отбирает и усиливает отдельные цвета и тона, дает их контрасты и различные сочетания, что они становятся активными носителями содержания произведений и вызывают у зрителей глубокие мысли и чувства.
Ученик первоклассного живописца, новатора в области колорита Куинджи, Рерих с первых же лет своего творчества упорно ищет наиболее выразительные приемы письма для воплощения своих замыслов.
В первый период творчества, как мы уже отмечали, он работал в основном масляной живописью, переходил от одной манеры к другой, совершенствуя найденные приемы.
Напомним, что самые ранние работы написаны широкими, пастозными мазками, в темной колористической гамме («Сходятся старцы»).
Вскоре Рерих отказывается от этой манеры и обращается к живописи чистыми несмешанными красками, положенными на холст небольшими корпусными мазками («Заморские гости»).
Несколько в иной системе, как бы мозаично, кладется краска в картинах «Город строят» и «Бой». Уже эти ранние произведения имели большие достоинства по своему смелому колористическому построению, необычности манеры письма.
Во второй период творчества Рерих переключается на темперу и продолжает упорные поиски новых изобразительных средств. Он работает несколькими красками, дающими в зависимости от связующих веществ различные цвето-световые возможности.
Особенно нравилась ему мюнхенская темпера Вурма. Ею было выполнено большинство картин 900-х годов и стенопись в Талашкине. Заветной мечтой художника было создание своих отечественных высококачественных красок.
В иконописной мастерской Школы Общества поощрения художеств он проводит различные опыты с яичной и клеевой темперами. В 1914 году вместе с инженером-химиком В.Щавинским думает открыть при Школе экспериментальную мастерскую по изготовлению красок.
Но Щавинский вскоре умер, и большая, нужная работа не нашла продолжателей.
Наряду с темперой, Рериха привлекла также пастель, отличающаяся бархатистостью, мягкостью фактуры, чистотой и нежностью цвета. Он исполняет ряд произведений чистой пастелью, пробует комбинировать темперу и пастель.
Упорный, напряженный труд, различные опыты, поиски новых цветовых сочетаний, живописных приемов привели Рериха во второй период творчества к новым значительным достижениям.
У Рериха нет определенной, раз навсегда принятой манеры. Она часто меняется. Для каждой новой задуманной работы, в зависимости от содержания, он ищет особые приемы, комбинации красок. Каждая из его картин по живописному строю не повторяет предыдущую.
Но при этом у Рериха, как у любого художника, есть свои характерные цветовые отношения, своя манера письма.
Вдохновенный певец Севера, он особенно часто разрабатывает холодную, чуть грустную гамму приглушенных синих, голубых, зеленых, желтых тонов.
В этой гамме написаны многие сюжетные композиции: «Заклятие земное», «Оборотень», «Ункрада», «Прокопий праведный за неведомых плавающих молится», сюита «Викинг», пейзажи Севера.
Цвета звучат в них спокойно, мягко переходят один в другой, создавая красивую колористическую гамму. К этой группе произведений можно отнести также ночные пейзажи с волшебно светящимся изумрудным небом, с тончайшими переходами мягких, бархатистых тонов.
Некоторые произведения строятся на одном основном, ярко звучащем цвете. «Дары» и «Каменный век» подчинены желтому цвету, «Зарево» - красному, «Мельница в горах» - синему. Ряд картин исполнен в звучной гамме, составленной из нескольких чистых, открытых цветов.
Излюбленные сочетания художника - пламенеющие красные, зеленые, синие, желтые краски, взятые в полную силу. Чаще всего он берет два, иногда три определенных цвета и смело их сопоставляет. Так, на ярких зеленых и красных пятнах построена «Сеча при Керженце».
Эскиз декорации к «Сестре Беатрисе» решен в напряженном звучании синих, желтых, красных, зеленых цветов, «Половецкий стан» 1914 года - в приглушенных красных, зеленых, желтых.
"Гималаи! Что за магнетизм скрыт в вас! Какой символ спокойствия заключен в каждом снежном пике. Самые смелые легенды рождаются около гор." (Н.К.Рерих)
www.roerih.ru, Николай Константинович Рерих, 1874-1947 Русский художник, философ, путешественник. E-mail - niko(a)roerih.ru