На главную    

   Биография

   Живопись

   Хронология    

   Фото архив    

   В поисках    
   Шамбалы    

   "Зажигайте    
   сердца ♥ ♥"   

   Сердце Азии    

   Рерих в    
   Петербурге    

   Статьи о
   Рерихе    

   Статьи
   Рериха    

   Беликов    

   Князева    

   Гостевая

   Музеи

   Ссылки


Николай Рерих
   Николай Рерих
   1939 год




   

Валентина Павловна Князева. Николай Рерих

  
   

Содержание книги:

Введение
Своим путем
Зрелось
Будущее народа - 2 - 3 - 4
Народное достояние
Школа искусств
Сказка Севера - 2
К природе
Занавес поднят - 2 - 3
Росписи и мозаики - 2
Сила красок - 2
Предчувствия и
действительность
- 2
На переломе
На чужбине
Заключение

   


Но творческие интересы этих мастеров не были нормативными для всей группировки в целом. Вошедшие в «Мир искусства» Серов, Нестеров, Врубель, Головин, Билибин, Малютин и другие принесли с собой новые образы, новые приемы письма, которые не укладывались в узкие рамки рафинированного искусства. Однако и для этих художников, несмотря на самобытность каждого из них в отдельности, также был характерен в большей или меньшей мере ретроспективизм, поиски идеалов в исчезнувшем, в сказочных или фантастических сюжетах. «Мир искусства» в целом делал большое культурное дело. Усилиями его мастеров как бы вновь были открыты ценности забытых эпох, созданы произведения высокого мастерства, тонкого вкуса. Многие из них внесли свой вклад в развитие театрально-декорационной живописи, прикладного искусства, книжной иллюстрации. «Мир искусства», как культурное явление, охватил собой и другие стороны художественной жизни. Журнал положил начало изучению памятников отечественной старины и выдвинул вопрос об их охране. Дягилев успешно осуществлял мечту многих деятелей культуры о продвижении русского искусства на Запад. Организованная им в 1906 году художественная выставка за границей и последовавшие затем «русские сезоны» широко и разносторонне познакомили европейскую публику с замечательными достижениями русской классической музыки, оперным, хореографическим и изобразительным искусством.
Однако, при определенных заслугах «Мира искусства» перед русской культурой, творчество художников этого объединения было лишено больших гражданских идеалов, общественного пафоса. II не случайно поэтому «Мир искусства», будучи в стороне от актуальных животрепещущих вопросов современности, вскоре распался. После выставки 1903 года его члены стали участниками Союза русских художников, организованного в Москве. С 1905 года перестал выходить журнал. Но между некоторыми мирискусниками все же сохранилась общность интересов, и в 1910 году они выходят из Союза и возрождают свое объединение. Однако обновленный «Мир искусства» можно скорее назвать выставочным объединением, чем группировкой, выдвигающей определенную идеологическую платформу. Это ярко продемонстрировала первая же выставка в 1911 году. В качестве экспонентов в ней приняли участие художники самых противоположных направлений: члены «Бубнового валета», «Голубой розы», «Венка». Впечатление от выставки было пестрое, эклектичное.
Зарождение «Мира искусства», его первые выступления вызвали резкую реакцию и протест со стороны передвижников. Правда, само Товарищество в это время переживало кризис. Его представители в основной массе своей утратили остроту восприятия жизни. Только некоторые из них смогли увидеть огромные сдвиги в действительности, рождение нового. Так, Н.Касаткин уже в 1890-е годы начинает изображать жизнь рабочих, искать образы большого героического звучания. С.Коровин и С.Иванов создают произведения, рисующие коренные изменения в деревне. Однако это были отдельные художники. Многие передвижники, бережно храня традиции реалистического мастерства, крайне робко относились и к новым живописным поискам. Но при всем этом члены Товарищества по-прежнему были верны принципам народности, пониманию общественного назначения искусства.

Между идеологами передвижничества и «Мира искусства» в конце 1890 - начале 1900-х годов началась острая напряженная борьба. Каждое выступление «Мира искусства», будь то выставки или номера журналов, Стасов встречал такими страстными, гневными статьями, как «Нищие духом», «Подворье прокаженных» (1899), «Две декадентские выставки» (1903). Дягилев и его единомышленники, в свою очередь, не жалели уничтожающих слов в адрес Стасова. Острая дискуссия завязалась также между Репиным и редакцией журнала «Мир искусства». В 1902 году вышла книга Бенуа «История русской живописи в XIX веке», в которой автор, высоко оценив некоторых художников Товарищества, в целом предал забвению демократическую направленность их творчества. Эти выступления были обоюдонепримиримыми. «Мир искусства» критиковал не только слабые стороны передвижников, но и полностью отметал самое ценное, что они дали русскому искусству. Стасов, в свою очередь, страстно борясь за сохранение лучших традиций народности искусства прошлого, в пылу полемики не замечал мучительных поисков молодых художников и не придавал должного значения их успехам. Ни та, ни другая спорящая сторона, естественно, не смогла наметить исчерпывающей программы дальнейшего развития русского искусства, ибо то новое, которому принадлежало будущее, находилось еще в состоянии формирования. Но в ходе дискуссий были подняты важнейшие вопросы, которые волновали тогда многих: о назначении искусства, о народности, традициях и новаторстве, мастерстве и стиле. При всей односторонности и противоречивости постановки этих вопросов, дискуссии в целом помогали художникам определять свои идеалы и смелее вступать на путь плодотворных поисков. В эту сложную, бурную эпоху, когда все заволновалось и пришло в движение, Рерих также пытается определить свое отношение к действительности, свои взгляды на вопросы общественного развития, политики, искусства.
Рерих очень рано сформировался как художник, ученый, мыслитель. Он никогда не был равнодушным к современным социальным проблемам, к будущему России. В основе его мышления, всей его деятельности были думы о благе народа, об изменении общества, «где живет великое уныние нашего времени - всевластная пошлость; где пошлостью и видят и чувствуют». Он мечтал об эпохе, когда труд станет священным понятием для всех, когда все будут жить по закону равенства и любви. Думая об искусстве этого времени, художник писал, что оно широко войдет в быт, будет бодрым, радостным, будет создаваться самим народом и служить украшению жизни, воспитанию подлинно гуманных отношений. Рерих предвидел неизбежность больших перемен, верил в неминуемость событий мирового значения и искал пути борьбы. Но он был далек от революционного движения в стране, от понимания тех сил, которым Суждено было решать будущее России. Не случайно поэтому его увлекли идеи просветительства, идеи нравственного преобразования общества, столь характерные для многих деятелей русской культуры второй половины XIX века. Рано познакомился Рерих также с восточной философией, первоначальный интерес к которой, возможно, зародился у него под влиянием востоковедов А.Позднеева и К.Голстунского. Он с увлечением читает труды философа Вивекананды, произведения Тагора, большое внимание уделяет памятнику древнеиндийского эпоса «Бхагавадгите», которая с древних времен и до настоящего времени изучается всеми философскими школами Индии. Обращаясь к мыслителям Востока, Рерих, подобно Л.Толстому, стремился найти в их учениях идеи, подкрепляющие его собственные размышления о сущности жизни, законах развития общества, нравственном самоусовершенствовании людей, как пути к достижению блага на земле.

  продолжение...


 Циклы творчества:   Древо преблагое   Страж пустыни   Розовые горы   Меч Гэсера   Печоры   Знаки Христа

"Рерих - это имя уже давно стало обозначать целый космос, творческой волей художника вызванный к жизни, - целый мир образов глубочайшего значения, одушевленный мудростью в античном смысле слова: софия есть Мастерство, умение создавать вещь. Подлинные художники недаром именуются у Аристотеля мудрыми". (Э.Голлербах)

www.roerih.ru, Николай Константинович Рерих, 1874-1947
Русский художник, философ, путешественник. E-mail - niko(a)roerih.ru


Rambler's Top100