На главную    

   Биография

   Живопись

   Хронология    

   Фото архив    

   В поисках    
   Шамбалы    

   "Зажигайте    
   сердца ♥ ♥"   

   Сердце Азии    

   Рерих в    
   Петербурге    

   Статьи о
   Рерихе    

   Статьи
   Рериха    

   Беликов    

   Князева    

   Гостевая

   Музеи

   Ссылки


Николай Рерих
   Николай Рерих
   1939 год




   

Валентина Павловна Князева. Николай Рерих

  
   

Содержание книги:

Введение
Своим путем
Зрелось
Будущее народа - 2 - 3 - 4
Народное достояние
Школа искусств
Сказка Севера - 2
К природе
Занавес поднят - 2 - 3
Росписи и мозаики - 2
Сила красок - 2
Предчувствия и
действительность
- 2
На переломе
На чужбине
Заключение

   


1911 год. В третий раз привез С.Дягилев русскую труппу в Париж. Театр Шатле переполнен. В зале ни одного свободного места. Зрители сидят на ступеньках балкона и в проходах. Перед ними живая трепещущая картина - панно «Сеча при Керженце», созданное Рерихом. В напряженной, клокочущей битве сошлись русские и татары. Стремительно мчатся всадники. Сверкает оружие, шлемы. Тревожно клубятся облака, отражаясь в озере причудливыми формами утонувшего града Китежа. Яркой роскошью древних икон полыхает киноварь, горят чистые, звучные зеленые краски. Контур картины графичен. Планы упрощены.Сцена обрамлена богатым узором. Это нарядное декоративное панно, созданное на основе изучения древнерусской иконописи, сопровождало исполнение музыкального антракта Н.Римского-Корсакова «Сеча при Керженце» из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Оно вызвало нескончаемую бурю восторгов. Зрителей покорил поэтический мир истории, красота древней Руси, самобытный стиль произведения, в котором было так много исконно национального, русского. По требованию публики занавес поднимался 12 раз. Это был триумф, о котором не переставали говорить в художественных кругах Парижа.
В театр Рерих пришел не случайно. Русское декорационное искусство переживало в начале XX века полосу блестящего расцвета. Талантливые художники А.Головин, К.Коровин, Л.Бакст, А.Бену а, Б.Анисфельд и другие утверждали на сцене новые формы, новые приемы театрально-декорационного мастерства. Рерих, щедро одаренный чувством декоративного стиля, также увлекся театром. По его собственному признанию, театр тянул его возможностью работы в монументальном плане. Первой пробой Рериха на новом для него поприще были, эскизы декораций к «Валькирии» Вагнера, созданные в 1907 году. Художник делает их не по заказу, а «для себя», пытаясь разрешить труднейшую задачу - передать музыкальные впечатления средствами живописи. В письме к брату, Б. Рериху, он писал: «Напрасно ты не вслушался в «Валькирию» - это высокохудожественная опера, специально написанная для сцены. Например, помнишь скачку Валькирий - какая это могучая картина, сколько в ней прозрачности и силы! Учись понимать картинность в музыке». Ведущим компонентом в раскрытии замысла, в передаче основных эмоций стал цвет. Так, оформляя один из актов, Рерих прибегнул к сочетанию черных и желтых тонов, чтобы, как он сам говорил, передать ощущение трагедии с внезапными проблесками счастья. Созданные им эскизы - «Жилище Гундинга», «Ущелье», «Заклятие огня» - необычайно выразительны по колориту, созвучны по своему настроению сложной философской музыке Вагнера. В 1907 году был написан также эскиз декорации для мистерии «Три волхва», показанной тогда в «Старинном театре». В нем с большим знанием старой архитектуры изображена площадь средневекового города. В следующем году Рерих исполняет эскизы декораций и костюмов к «Снегурочке» Римского-Корсакова для постановки на сцене «Opera Comique» в Париже. Работа над этой оперой, глубоко пленившей его еще в ранней юности в декорациях В. Васнецова, доставила большую творческую радость. Любимая русская сказка воплотилась теперь в запоминающиеся полотна -«Пролог», «Слобода», «Палата», «Урочище», «Ярилина долина». Шумный, заслуженный успех выпал на долю Рериха в 1909 году, когда в Париже в театре Шатле открылся первый «русский сезон». На суд требовательной французской публики были вынесены лучшие достижения русского искусства. В зале звучала музыка Мусоргского, Глинки, Римского-Корсакова, Бородина, Чайковского, Глазунова. Танцевали прославленные артисты: Павлова, Карсавина, Фокин, Нижинский. Высокое мастерство показали художники-декораторы: Бакст, Бенуа, К. Коровин, Рерих.

В декорациях Рериха шли «Половецкие пляски», из «Князя Игоря» Бородина и «Псковитянка» Римского-Корсакова. Искренние горячие восторги вызвали «Половецкие пляски». Балетмейстер Фокин, хореографическая труппа, Рерих развернули изумительное зрелище, полное движения, красок. Воедино слились в нем музыка, танец, живопись. Важную роль в создании монолитного, синтетического образа сыграл здесь художник. Его декорация «Половецкий стан» отличалась простотой устройства и не отвлекала зрителей от главного второстепенными деталями. Основное внимание, как в большинстве своих театральных работ» Рерих уделил в ней заднему плану, который представлял собой большие полотна, спускавшиеся на сцену с колосников. Широкими, смелыми мазками были намечены на них несколько кочевых палаток, дымящиеся костры, знойное небо. Лаконично было и цветовое решение, данное на сочетании желтых и красных тонов, темных пятен палаток. При всей простоте декорация обрела большую эмоциональную силу. Палатки, выжженная степь, угасающие костры, раскаленное небо давали яркую запоминающуюся картину половецкого лагеря. Костюмы, также выполненные по рисункам Рериха, зрительно усиливали исторический и национальный колорит сцены. Общий горячий приглушенный тон декорации вторил страстной динамичной музыке, буйным, неудержимым пляскам половцев, объединяя различные моменты действия в монолитный сценический образ.
Из всего, что писалось во французской прессе по поводу декораций Рериха, следует особо остановиться на статье известного художника Жака Бланша, напечатанной в газете «Figaro» от 29 мая 1909 года. «Я не имею чести знать лично Рериха...- писал Жак Бланш. - Я сужу о нем только по декорациям в Chatelet и нахожу их чудесными. Я радуюсь и тому, что воины «Пскогитянки» не одеты, как воины Бенжамена Констана. Все, что я видел в Chatelet, Переносит меня в музеи, на всем видно глубочайшее изучение Истории, и во всем этом нет тени обыденщины, банальщины и нудной условности, к которым так привыкла наша театральная публика.

  продолжение...


 Циклы творчества:   Древо преблагое   Страж пустыни   Розовые горы   Меч Гэсера   Печоры   Знаки Христа


  Рекомендуем посетить сайты:

  »  подгузники moony оптом

"Рерих использовал легенду в своем творчестве, как Мусоргский использовал народную песню. Когда творчество воплощает чувства человечества, в нем выражаются интересы всего мира". (Гамильтон Истерфилд)

www.roerih.ru, Николай Константинович Рерих, 1874-1947
Русский художник, философ, путешественник. E-mail - niko(a)roerih.ru


Rambler's Top100