На главную    

   Биография

   Живопись

   Хронология    

   Фото архив    

   В поисках    
   Шамбалы    

   "Зажигайте    
   сердца ♥ ♥"   

   Сердце Азии    

   Рерих в    
   Петербурге    

   Статьи о
   Рерихе    

   Статьи
   Рериха    

   Беликов    

   Князева    

   Гостевая

   Музеи

   Ссылки


Николай Рерих
   Николай Рерих
   1939 год




   

Валентина Павловна Князева. Николай Рерих

  
   

Содержание книги:

Введение
Своим путем
Зрелось
Будущее народа - 2 - 3 - 4
Народное достояние
Школа искусств
Сказка Севера - 2
К природе
Занавес поднят - 2 - 3
Росписи и мозаики - 2
Сила красок - 2
Предчувствия и
действительность
- 2
На переломе
На чужбине
Заключение

   


Мечтами о новом искусстве, несущем людям красоту, радость жизни, поисками этого искусства пронизаны не только философские, но и художественные устремления Рериха во второй период творчества, который начался примерно с 1906 года. Призывая современников «изучать старину», «узнать и полюбить Русь», Николай Константинович в эти годы видит свое призвание живописца в создании произведений, открывающих «тайны» прошлого. По-прежнему увлекаясь историей славянской Руси, он обращается теперь и к самому древнему периоду- эпохе каменного века. Тщательно, с научной прозорливостью исследует он исторические материалы, производит археологические раскопки, собирает богатейшую коллекцию предметов каменного века - к 1916 году их насчитывалось около 35 000. Это была одна из крупнейших в мире частных коллекций подобного рода - не случайно в 1914 году Рерих получил приглашение устроить в Гельсингфорсе выставку принадлежащих ему экспонатов.
В своих произведениях художник пытается теперь не только воскрешать самый ранний, малоизученный период истории России и будить в зрителях патриотические, чувства. Он нередко придает изображаемому глубокий философский смысл. Следуя учению о «добром» искусстве, Рерих сознательно отбрасывает все темные стороны прошлого, все злое и несправедливое, все то, что неминуемо должно было бы вызвать критику и осуждение, и переносит на свои полотна радостные, привольные моменты жизни древних людей, изображает подчас суровый, но прекрасный своей свободой мир. Рерих видит также красоту в первозданной природе, древних памятниках культуры, народном творчестве. Упорно, настойчиво ищет он новые формы и жанры для воплощения «откровений» красоты, изучает старые стили, технологию письма, вырабатывая свой собственный стиль, чарующий богатством форм, изысканностью красочных сочетаний.
«Пусть наш Север кажется беднее других земель. Пусть закрылся его древний лик. Пусть люди о нем знают мало истинного. Сказка Севера глубока и пленительна. Северные ветры бодры и веселы. Северные озера задумчивы. Северные реки серебристые. Потемнелые леса мудрые. Зеленые холмы бывалые. Серые камни в кругах чудесами полны. Сами варяги шли с Севера. Все ищем красивую древнюю Русь». Эти строки, принадлежащие самому художнику, раскрывают его поэтический восторг перед красотой северной Руси, подводят к пониманию возникновения многих образов, которые воплощаются им в 1900-е годы в живописи.
В зрелый период творчества Рерих значительно шире, свободнее трактует историю Древней Руси. Он по-прежнему интересуется чисто историческими сюжетами. Наряду с этим во многие произведения смело вводит поэтический элемент, что встречалось у него и в ранние годы. Теперь этот метод становится основным у художника, и он начинает широко использовать полусказочные, полумифические представления о старине, дополняет их своей фантазией и создает своеобразную живописную «сказку Севера», в которой истинное переплетается с поэтическим, вымышленным.

В 1906 году было закончено монументальное панно «Бой», которое как бы завершает собой первый период творчества художника. Холодное северное море. В тяжелый ожесточенный бой вступили большие серые ладьи с красными парусами. Воины в кольчугах неустрашимы. Как бы вторя яростной битве, в смятение пришли силы природы. Зловеще пылает небо. Вздымаются, пенятся суровые волны. Клубятся тяжелые багрово-синие тучи. Суровый пафос битвы, мужество, решительность воинов захватывают зрителей. Чем-то близким, знакомым веет от этого произведения. Невольно вспоминаются образы битв из древнерусских былин, песен, сказаний. Ощущение духа времени создает и необычная манера письма, которая прослеживалась уже ранее, но в менее определенной форме. Прирожденный стилист и декоратор, Рерих строит свое полотно на сопоставлении больших цветовых плоскостей синего, красного, серого, оранжевого, на резкой контурности и упрощенности рисунка, на раздельных фактурных мазках. По своему построению картина невольно напоминает древние монументальные мозаики.
«Бой», пожалуй, последнее произведение, исполненное масляными красками. После него Рерих отходит от масляной живописи, которая темнеет со временем, и обращается к темпере. «Суждено краскам меняться - пусть лучше картины становятся снами, нежели черными сапогами», - говорил художник. Темпера, в отличие от масляной живописи, дает красивую матовую фактуру, яркость, Звучность тонов, их неизменяемость. Переход к новой технике был вызван и тем, что художник, тяготевший к силуэтности рисунка, плоскостно-декоративной трактовке формы, не нуждался в тех преимуществах, которые имеет масляная живопись. Темпера очень быстро сохнет. Поэтому ее накладывают большими цветными планами, широкими мазками, исключающими тщательную объемную моделировку формы, которая достигается при работе маслом. Эта перемена красок, произошедшая отчасти под влиянием старинных новгородских и ярославских фресок, открыла перед Рерихом богатейшие возможности новых колористических сочетаний, новых декоративных и стилистических исканий.
Одной из интереснейших картин, в которой ярко раскрылись новые философские и живописные устремления художника, является «Поморяне. Утро» (1906). Она написана темперой, в спокойной зеленовато-голубоватой гамме, напоминающей по своей мягкости и нежности фресковую живопись. Картина отличается от «Боя» и по своему содержанию. В ее основе лежит не исторический мотив, а самостоятельно сочиненный художником сказ о далекой жизни поморян. Тишина и покой разлиты в природе. Медленно плывут легкие, прозрачные облака. Стройные, высокие ели вздымаются к небу. Воздух чист и прозрачен. В этой мирной, красивой стране живут счастливые люди. Старец, убеленный сединой, отдыхает, любуясь природой. Нарядные юноши охотятся за лебедями. Благожелательно, с одобрением смотрит на них молодая женщина с ребенком. Ощущение успокоенности, гармонии изображаемого усиливают нежные голубовато-зеленоватые тона. Веру в возможное счастье людей, красоту жизни вселяет эта картина. В ней рисуется одна из тех «сказок Севера», о которой мечтал художник и которую желал видеть осуществленной в будущем.

  продолжение...


 Циклы творчества:   Древо преблагое   Страж пустыни   Розовые горы   Меч Гэсера   Печоры   Знаки Христа

"Рерих открыл людям красоту подвига и красоту гор. Кто видел наш Памир или Тибет, тот понимает, насколько реальны фантастические полотна Рериха. В них есть и другая сверхважная черта - они мудры. Они настойчиво напоминают нам, что суета - не лучшая форма жизни". (Д.Блохинцев)

www.roerih.ru, Николай Константинович Рерих, 1874-1947
Русский художник, философ, путешественник. E-mail - niko(a)roerih.ru


Rambler's Top100