На главную    

   Биография

   Живопись

   Хронология    

   Фото архив    

   В поисках    
   Шамбалы    

   "Зажигайте    
   сердца ♥ ♥"   

   Сердце Азии    

   Рерих в    
   Петербурге    

   Статьи о
   Рерихе    

   Статьи
   Рериха    

   Беликов    

   Князева    

   Гостевая

   Музеи

   Ссылки


Николай Рерих
   Николай Рерих
   1939 год




   

Валентина Павловна Князева. Николай Рерих

  
   

Содержание книги:

Введение
Своим путем
Зрелось
Будущее народа - 2 - 3 - 4
Народное достояние
Школа искусств
Сказка Севера - 2
К природе
Занавес поднят - 2 - 3
Росписи и мозаики - 2
Сила красок - 2
Предчувствия и
действительность
- 2
На переломе
На чужбине
Заключение

   


Что касается декорации «Игоря» Рериха, то уже с самого начала это - сплошное очарование для взора. Персидские миниатюры, ослепительные в своих безумных красках индийские шали, цветные стекла Notre Dame или же ярко-зеленый сад, где цветут гераниумы, вечером, после бурного дня, вот о чем заставила меня грезить эта изумительная картина». Горячо приветствовали успех Рериха и соотечественники. В.Серов писал ему 6 июня 1909 года: «Поздравляю Вас с успехом декораций Ваших в Париже - они и мне (эскизы) очень понравились».
Рериха глубоко заинтересовали изобразительные возможности театра, и он мечтает о создании спектакля, в котором можно было бы показать красоту обрядов, танцев, костюмов древних славян. С 1910 года начинается работа по составлению либретто балета «Весна священная» (Сцены языческой Руси). Балет был задуман в двух частях. Первая часть, «Поцелуй Земле», включала в себя весенние гадания, пляски щеголих, игру умыкания, вешние хороводы, игру двух городов, шествие старейшего-мудрейшего, поцелуй Земле, выплясывание Земле; вторая часть, «Великая жертва», - тайные игры девушек, хождение по кругам, величание избранной, взывание к праотцам, действо старцев-праотцев человечьих, великую священную пляску. К осуществлению своего замысла Рерих сразу же привлек композитора И.Стравинского, который не только написал музыку, но и помог при составлении либретто. Картины отдельных танцев компоновал В.Нижинский. Эта работа глубоко захватила соавторов. Она была необычайно увлекательной и вместе с тем трудной, для них - нужно было найти новые, дотоле невиданные и неслыханные на сцене формы живописного, пластического и музыкального выражения жизни древних славян. Но в их совместных поисках не все шло ровно, они не одинаково чувствовали и понимали древнюю Русь.
Рерих пишет эскизы декораций и костюмов. Эскиз декорации первой части, «Поцелуй Земле», рисует картину ликующей возрожденной природы. Пронизанные ярким весенним светом, синеют холодные вешние воды, тянутся к небу ветви могучего дерева, цветут зеленые холмы, бурно клубятся облака. Таинственным, фосфоресцирующим светом был наполнен эскиз декорации второго акта - «Великая жертва». В полусумраке северной ночи вырисовывался силуэт священного холма. По небу, озаренному лунным светом, неслись смятенные, причудливой формы облака. Низкая линия горизонта, большие пространственные планы, бурная динамика облаков вносили ощущение космической беспредельности. Эти эскизы художника звучали гимном природе, ее могучим силам.

Музыка Стравинского во многом близка замыслу Рериха - в ней есть пантеистическое начало, напевки народного склада. Но вместе с тем ведущими становились подчас мотивы ужаса древнего человека перед силами природы, а не воспевание красоты мира. Нарочито резкие, дисгармонирующие звукосочетания нарушали эпичность создаваемого балета. Насколько дают возможность судить отзывы современников, менее всего удались хореографические сцены. Нижинский в поисках новых форм полностью отказался от основ классического балета. Рисунок всех его танцев был нарочито грубым, резким, что явно противоречило декоративному оформлению спектакля. В мае 1913 года в Париже в театре Елисейских Полей шло первое представление «Весны священной». Балет стал сенсационным. На премьере весь зал свистел и ревел, заглушая оркестр. У одних спектакль вызвал неумеренные восторги, у других - резкое осуждение и протест. Наиболее объективный критик-музыковед тех лет А.Римский-Корсаков отмечал: «Что сказать о самом «балете», поставленном Нижинским? Последовательно проведенный лапидарный архаизм сомнительной подлинности, искривленные руки и ноги, трясение животами, обезьяньи ужимки и прыжки, не группы, а груды человеческих фигур - вот особенности этой «новой» хореографии... Кстати, о декорациях и костюмах Н.К.Рериха: они положительно достойны лучшей хореографии и музыки...» Большой, напряженный труд талантливых художника, композитора, балетмейстера не принес ожидаемого успеха. При всей оригинальности, новизне находок каждого из них в отдельности им не удалось найти синтетического, монолитного решения спектакля. Прикасаясь к театральному миру, Рерих ярко раскрывает не только образы русской классики, но и мировой литературы. Много творческого вдохновения и труда отдал он эскизам декораций для комедии Лопе де Вега «Фуэнте Овехуиа» (1911), оперы Вагнера «Тристан и Изольда» (1912), пьес Метерлинка «Принцесса Малейн» (1913) и «Сестра Беатриса» (1914). В этих красивых по цвету работах художник проявил тонкое понимание национальных особенностей жизни народов других стран, их духовного богатства. Интересным и значительным было оформление спектакля по драме Ибсена «Пер Гюнт», которая была поставлена на русской сцене впервые в 1912 году Московским Художественным театром. Эта работа, предложенная Рериху К.Станиславским, потребовала огромного труда. Пьеса шла в 14 картинах, охватывая действие в Гегстаде и окрестных горах, Марокко и Египте, сказочном царстве троллей и на море. Рерих пишет массу эскизов декораций и костюмов, создавая величественное зрелище многообразного мира ибсеновской драмы. Более всего ему удались пейзажи Севера. «Мельница в горах», «Гегстад», «Избушка Пер Гюнта», «Избушка Сольвейг», исполненные в холодной гамме с преобладанием синих и зеленых тонов, рисуют своеобразную суровую красоту горных мест Норвегии.

  продолжение...


 Циклы творчества:   Древо преблагое   Страж пустыни   Розовые горы   Меч Гэсера   Печоры   Знаки Христа

"Каждая картина имеет два воплощения - к внешнему воплощению имеет свою невидимую огненную оболочку, как и все в этом мире. Степень огненности картины зависит от чистоты и огненности духа творца. Художник и творение его рук связаны незримой нитью. Этот невидимый двойник воздействует через своё внешнее выражение. Велика сила воздействия на сознание истинного произведения искусства." (Н.К.Рерих)

www.roerih.ru, Николай Константинович Рерих, 1874-1947
Русский художник, философ, путешественник. E-mail - niko(a)roerih.ru


Rambler's Top100