На главную    

   Биография

   Живопись

   Хронология    

   Фото архив    

   В поисках    
   Шамбалы    

   "Зажигайте    
   сердца ♥ ♥"   

   Сердце Азии    

   Рерих в    
   Петербурге    

   Статьи о
   Рерихе    

   Статьи
   Рериха    

   Беликов    

   Князева    

   Гостевая

   Музеи

   Ссылки


Николай Рерих
   Николай Рерих
   1939 год




   

Валентина Павловна Князева. Николай Рерих

  
   

Содержание книги:

Введение
Своим путем
Зрелось
Будущее народа - 2 - 3 - 4
Народное достояние
Школа искусств
Сказка Севера - 2
К природе
Занавес поднят - 2 - 3
Росписи и мозаики - 2
Сила красок - 2
Предчувствия и
действительность
- 2
На переломе
На чужбине
Заключение

   


Отличительной приметой многих произведений Рериха является своеобразное «внутреннее» свечение. Как драгоценные камни, горят краски в эскизе декорации к «Сестре Беатрисе». Холодный, серебристый свет излучает небо, усеянное яркими звездами в «Звездных рунах». Тускло мерцают камни в «Оборотне». Пламенеет, горит красный и зеленый цвет в «Битве при Керженце». Картины как бы озаряются изнутри, светятся своим внутренним светом. Эго усиливает в них полусказочный, полуфантастический элемент и придает им особую красоту и поэзию. Такого необычного, редкого колорита Рерих добивается особой, разработанной им манерой письма.
В 1906 году художник увидел в Национальной галерее в Лондоне неоконченную картину «Положение во гроб», приписываемую Микеланджело. Она была начата на зеленом грунте прозрачной земляной краской сиеной. Эта краска, смотрящаяся на белой основе обыкновенным рыжевато-желтым цветом, в данном сочетании дала неожиданный эффект - красивый золотистый тон. Рериха глубоко поразила эта старая манера письма, основанная на оптическом смешении красок, на просвечивании одного слоя через другой. Она существенно отличалась от метода оптического смешения красок импрессионистов, который заключался в писании картин отдельными чистыми по цвету мазками, положенными один возле другого.

Изучение живописи старых мастеров навело Рериха на мысль о цветных грунтах. При передаче света он перестал пользоваться белильными бликами, столь излюбленными многими художниками, и начал уделять большое внимание цветным грунтам. Рерих всегда выбирает цвет грунта сообразно со световыми и красочными задачами. Для произведений, задуманных в голубовато-зеленоватой гамме, он чаще всего берет серый грунт с холодным оттенком («Поцелуй Земле», вариант Государственный Русский музей), иногда подцвечивает его зеленым тоном («Черный берег», Государственный Русский музей). Для усиления звучности красок использует светлые, часто желтоватые грунты («Святой остров», Государственный Русский музей). Некоторое представление о той цветовой основе, которую можно обнаружить во многих произведениях художника, дает широкоизвестный плакат Серова с изображением балерины Анны Павловой, созданный для русских спектаклей в Париже. Он исполнен в легкой изящной манере мелом и углем на большом синем загрунтованном холсте, который Серов взял у Рериха.
Стремясь выявить всю силу и красоту старой технологии живописи, дающей своеобразное «свечение» красок, Рерих избегает однообразных приемов письма. Он сочетает корпусные, пастозные мазки с тонко нанесенными слоями, через которые с разной силой просвечивают лежащие ниже краски и цветные грунты. Мастерски комбинирует художник также прозрачные и непрозрачные краски. Иногда в качестве непрозрачных красок он вводит в темперную живопись пастель, которая дает красивые цветные тени («Небесный бой», вариант 1909 г.; «Половецкий стан», вариант 1908 г.); некоторые картины пишет в отдельных местах многослойно, что приводит к сложным цветовым звучаниям («Веления неба»).

Эта система письма не исключала у Рериха и приемов, характерных для темперной живописи начала XX века. В поисках монументально-декоративного стиля он часто прибегал к локальному цвету. И каждый раз так сочетал Цветные пятна и отдельные мазки, чтобы их соседство тоже давало оптическое звучание красок, вызывало к жизни дополнительные изобразительные возможности. Так, в картине «Град обреченный» пейзаж решен на сопоставлении редких по красоте и изысканности цветных планов: темно-фиолетового, коричневого, бирюзового, темно-синего, темно-зеленого. Своими напряженными контрастами они усиливают общее тревожное настроение картины.
Рерих талантливо использовал в своем искусстве богатейшие возможности темперы и открыл новые эстетические ценности этой живописи. Как в свое время бурю восторгов вызывали работы Куинджи, поражавшие зрителей редкими Эффектами освещения, чистотой и красотой цвета, так теперь появление на выставках картин Рериха вызывало живейший интерес среди современников. Достаточно указать хотя бы на то, что такой крупный художник XX века, как Серов, заинтересовался цветными грунтами Рериха и высоко оценил его выбор темперы Вурма. Эта краска ему очень нравилась, и он неоднократно брал ее у Рериха для работы. Но при всей новизне приемов письма, необычности цветовых сочетаний, живописная манера Рериха всегда подчинена замыслу произведений. Еще в 1898 году он писал: «Техника отнюдь не должна быть чересчур примитивна, но и не должна быть вычурна, лезть в глаза; пусть будет она вполне подчинена содержанию изображения, словом, представляет из себя не более, как средство, и только средство». Эта ясная, четкая формулировка стала основой многолетних, упорных поисков Рериха. Она определила характер всего его искусства. В произведениях художника всегда есть гармония между формой и содержанием, та золотая мера, которую теряли многие «новаторы» XX века, вступавшие на путь чисто формальных поисков.

  продолжение...


 Циклы творчества:   Древо преблагое   Страж пустыни   Розовые горы   Меч Гэсера   Печоры   Знаки Христа

"Важнейшее, что можно сказать о мире Рериха - это мир правды. Как имя этой правды, я не знаю - да и кто знает имя правды? Но ее присутствие неизменно волнует и озаряет мысли особым, странным светом. Словно снял здесь художник с человека все наносное, все лишнее, злое и мешающее, обнял его и землю нежным взглядом любви - и задумался глубоко. И задумался глубоко, что-то прозревая..." (Л.Андреев)

www.roerih.ru, Николай Константинович Рерих, 1874-1947
Русский художник, философ, путешественник. E-mail - niko(a)roerih.ru


Rambler's Top100