На главную    

   Биография

   Живопись

   Хронология    

   Фото архив    

   В поисках    
   Шамбалы    

   "Зажигайте    
   сердца ♥ ♥"   

   Сердце Азии    

   Рерих в    
   Петербурге    

   Статьи о
   Рерихе    

   Статьи
   Рериха    

   Беликов    

   Князева    

   Гостевая

   Музеи

   Ссылки


Николай Рерих
   Николай Рерих
   1939 год




   

Валентина Павловна Князева. Николай Рерих

  
   

Содержание книги:            

Введение
Своим путем
Зрелось
На чужбине
Служение родине и
человечеству
- 2
В сердце Азии - 2 - 3
Центры культуры - 2
Мастер гор - 2 - 3 - 4 - 5
Пакт Рериха - 2
Великий друг
Индии

Думы о родине - 2
Заключение

   


1917-1918 годы Рерих проводит в Сердоболе, на островах Тулола и Валаам. Не имея прямых связей с родиной, близкими, друзьями, он весь уходит в работу: пишет пейзажи этих мест, создает сюиту «Героика». С большим настроением исполнена картина «Карелия. Вечное ожидание». На берегу сурового озера, среди камней - четыре фигуры. Жадно устремлен их взор вдаль, они оцепенели от долгого напряженного ожидания. В этом аллегорическом образе художник передал то острое чувство тоски и одиночества, которое пережил сам в то время, мучительно ожидая вестей с другого берега Ладожского озера.
В сентябре 1918 года Николай Константинович заканчивает письмо-повесть «Пламя». Предчувствием новой эры, тревогой за судьбу родины, желанием вновь встретиться с друзьями, стремлением определить цель жизни пронизано это глубоко выстраданное произведение. «Вот стоим перед темнотою. Знаем властные зовы и провозвестия. Не знаем происходящее», - пишет художник. Он анализирует многие биографические факты недавнего прошлого и в аллегорической форме раскрывает свое отношение к революции 1917 года: «Отчего затемнело? Отчего помутнело сознание? Одна мать, держа на руках своего младенца, спрашивала, что есть чудо? Спрашивала, отчего чудеса не встречаются в нашей жизни. Держа в руках чудо, она спрашивала о том, что есть чудо? Мы окружены чудесами, но, слепые, не видим их. Мы напоены возможностями, но, темные, не знаем их. Придите. Берите. Стройте. Но приказ звучит. Пламя меняет цвет. Я чувствую силу начать новую страницу жизни». Этот образ несет в себе глубокий смысл. Хотя Рерих и не знал многого, он не сомневался в прогрессивном значении революции. Еще в 1916 году, предчувствуя большие события, он писал в стихотворении «Подвиг» о народных волнениях как о подвиге. Теперь младенец на руках матери олицетворял для него свершившееся чудо рождения новой России, нового свободного мира.
Вся повесть пронизана верой Рериха в свой народ, поисками путей помощи родине. И, как всегда, далекий от непосредственного участия в политической борьбе, он видит свою миссию только в сфере просветительской деятельности. Еще в ранние годы художник неоднократно говорил об уродливых сторонах буржуазного общества, которое лишало народ культуры. Теперь он пишет: «Нужно уничтожить все, что угрожает и вредит мирному строительству, знанию и искусству. Всякая распущенность мысли погибнуть должна. Всякая невежественность погибнуть должна. Кончится черный век наш». Думая о возрожденной России, о борьбе за новую жизнь, Рерих приходит к мысли о необходимости всемерного развития искусства и этики, которые привели бы к расцвету духовных сил общества. Большой интерес в решении этих проблем для него по-прежнему представляли страны Востока, хранящие богатейшие накопления культуры и имеющие в области этических учений опыт многих тысячелетий. В это время Рерих неустанно мечтает о путешествии в Индию, об изучении там первоисточников древней философии и искусства, которые, как он полагал, помогут ему создать и принести достойный дар своему народу. Но в годы гражданской войны и иностранной интервенции, последовавших за революцией, проехать в Индию из России стало невозможным. Николай Константинович начинает думать об организации путешествия через западные страны.

Неожиданно в 1918 году он получает от профессора-искусствоведа Оскара Биорка письмо с просьбой выяснить положение русского художественного отдела, оставшегося в Швеции после «Балтийской выставки» 1914 года. Там было и около 30 произведений самого художника. Ему было разрешено также устроить персональную выставку, которая открылась 8 ноября 1918 года в Стокгольме. Выставка прошла с большим успехом. В печати появились восторженные отзывы о ней. Стокгольмский музей приобрел эскиз декорации «Перед часовней» для пьесы Метерлинка «Принцесса Малейн». После Швеции по приглашениям, полученным из ряда городов и стран, Рерих перевозит выставку в Финляндию, Норвегию, Данию, Англию. Везде она вызывала живой интерес и заканчивалась приобретениями картин в музеи и частные коллекции. В Лондоне в 1920 году художник пишет серию панно «Сны Востока» и по предложению Дягилева возобновляет постановку «Князя Игоря». Художественный успех в Европе повлек за собой приглашение на большое выставочное турне по Америке. В 1920 году в декабре месяце в Нью-Йорке в Кингор-галерее открылась первая выставка картин Рериха, насчитывавшая 175 полотен. Затем она перевозится по разным городам страны. 8 февраля 1921 года выставка открывается в Бостоне, в марте - в Буффало, в апреле - в Чикаго. Всего за период с 1920 по 1923 год картины Рериха были показаны в 28 городах. Выставки проходят в Америке с таким грандиозным успехом, какого там не знал еще ни один художник. Это было в буквальном смысле триумфальное шествие по стране. В каждом городе выставку посещали сотни тысяч зрителей, газеты пестрели многочисленными восторженными отзывами. Картины покупались музеями и коллекционерами - уже к 1923 году свыше 30 частных галерей имели холсты мастера.

  продолжение...


 Циклы творчества:   Древо преблагое   Страж пустыни   Розовые горы   Меч Гэсера   Печоры   Знаки Христа

"Деятельность Рериха была подвигом во имя развития мировой культуры. История XX века, пожалуй, не знает имени другого художника, который сделал бы так же много в этой области, как он". (Валентина Князева)

www.roerih.ru, Николай Константинович Рерих, 1874-1947
Русский художник, философ, путешественник. E-mail - niko(a)roerih.ru


Rambler's Top100