На главную    

   Биография

   Живопись

   Хронология    

   Фото архив    

   В поисках    
   Шамбалы    

   "Зажигайте    
   сердца ♥ ♥"   

   Сердце Азии    

   Рерих в    
   Петербурге    

   Статьи о
   Рерихе    

   Статьи
   Рериха    

   Беликов    

   Князева    

   Гостевая

   Музеи

   Ссылки


Николай Рерих
   Николай Рерих
   1939 год




   

Валентина Павловна Князева. Николай Рерих

  
   

Содержание книги:            

Введение
Своим путем
Зрелось
На чужбине
Служение родине и
человечеству
- 2
В сердце Азии - 2 - 3
Центры культуры - 2
Мастер гор - 2 - 3 - 4 - 5
Пакт Рериха - 2
Великий друг
Индии

Думы о родине - 2
Заключение

   


По своему философскому содержанию этому произведению близка картина «Приказ Ригден Джапо». С именем Ригден Джапо в восточной мифологии также связываются мечты народа о грядущей счастливой эре. Ригден Джапо, владыка Шамбалы, изображен в недрах огненно-светящейся горы. Он отдает приказ своему воинству, которое устремляется на подвиг.
В этих и многих других произведениях Рерих проявил тонкое понимание сущности искусства Востока, редкое умение видеть природу чужой страны в преломлении древней мифологии. И это было не случайным в его творчестве. Еще на родине на материале языческой мифологии он создавал картины, которые по своему образному строю во многом близки его работам последнего периода. Достаточно вспомнить хотя бы «Небесный бой» или «Веления неба», в которых есть элемент пантеизма. Глубокое знание древней русской культуры помогло Рериху подойти к пониманию особенностей традиционного искусства Востока и созданию произведений, близких и понятных народам Индии. Рерих любил горы во всем их многообразии: в яркой феерии закатов и в ночной тишине, в снежных ураганах и сиянии солнца, в их реальном естественном виде и в преломлении индийской мифологии. Каждый мотив, за какой бы он ни брался, он передавал с непостижимым мастерством. Многие из его картин стали для зрителей подлинным художественным открытием. В истории мирового искусства известны замечательные полотна с изображением гор, созданные различными художниками. Но никто, никогда подобно Рериху не разрабатывал таких многообразных и сложных мотивов. Как бывают прирожденные маринисты, так Николай Константинович стал прирожденным певцом горного мира. В искусствоведении еще нет термина, которым определялся бы этот вид пейзажа. Один из биографов назвал Рериха «мастером гор». Это определение четко отметило не только новые черты в творчестве художника, но и его исключительное место в мировой пейзажной живописи.
Произведения Рериха 20-40-х годов разошлись по всему миру и обогатили музеи разных стран. Это искусство сложно и противоречиво. Далеко не все созданное художником может быть безоговорочно принято советскими людьми. Его работы, построенные на религиозных мотивах, вызывают у нас двойственную, противоречивую оценку. Нам в целом давно уже стали чуждыми религиозные сюжеты. И в то же самое время эти произведения волнуют нас своей этической проблематикой, своей красотой исполнения. Наряду с этим, Рерих был автором Замечательных картин, которые стали подлинным вкладом в историю русского искусства.

Глубоко и взволнованно воспринимаются произведения Николая Константиновича в Индии. Он был одним из немногих европейских художников, заговоривших о красоте этой страны ярким языком искусства. Отбросив слащавую экзотику, Рерих постиг истинную сущность многих творений прошлого, раскрыл в них народные идеалы, оценил красоту природы и создал произведения, имеющие национальное значение для Индии. О близости понимания природы Н.К.Рерихом и народом Индии убедительно рассказывал Ю.Н.Рерих: «Для него созерцание природы не было уходом из жизни. Перед ликом природы он пишет статьи, зовет людей на труд во имя культурного сотрудничества. Среди горной природы он укрепляется духом, мечтает о возвращении на родину, готовится к этому дню приобщения к всенародной работе. В этом он был близок к тем большим людям Индии, которые в общении с природой гор видели укрепление сил человека во имя служения народу...»
Рабиндранат Тагор, Асит Кумар Халдар, Ганголи и многие другие писатели и художники Индии неоднократно указывали на глубокое понимание Рерихом духа их страны и подчеркивали, что нигде еще сущность горного мира Гималаев не была выражена так ярко и убедительно, как в его картинах. Сам Рерих в ответ на высокую оценку его искусства в одном из писем большому художнику Индии Асит Кумар Халдару отмечал: «Я горд, что мне было предназначено прославить во многих картинах величавые священные Гималаи... Любя Индию и будучи русским, я счастлив, что в истории русского искусства Гималаи и Индия будут воспеты с любовью и уважением». Совершенно особое место Рерих занимает в мировом изобразительном искусстве. Прожив около 30 лет за рубежом, он остался русским по складу ума, творческим интересам, которые зародились у него на родине и которым он был верен до конца своей жизни. Самобытен творческий метод художника. Он слагает свои образы из многих Элементов: знаний ученого, наблюдений природы, поэтической фантазии, раздумий философа. Он одинаково успешно работает с натуры, стилизует, обращается к символам, во многих произведениях дает синтез этих приемов. Искусство Рериха нельзя определить одним словом, одним каким-нибудь установившимся стилистическим понятием. Оно имеет свой изобразительный язык, свои приемы. Большой интерес для живописи XX века представляют достижения художника в области колорита. Разработка им новой рецептуры красок, активное использование эмоциональной силы цвета ставят его в ряд крупных мастеров-колористов современности.
Необычно и неповторимо содержание искусства Рериха. Думая о воспитании в людях добрых, гуманных чувств, о возможности этим изменить эволюцию мировой мысли, он отказался от показа темных, уродливых сторон действительности и в поисках вечных, общечеловеческих идеалов сосредоточил свое внимание в основном на образах, пронесенных народами через тысячелетия. В силу этого все его творчество в целом развивалось в стороне от многих важнейших социальных проблем современности. Вместе с тем при всей односторонности и идеалистичности устремлений художника его искусство насыщено высоким этическим пафосом. Оно несет людям большие идеалы гуманизма, светлые чувства, воспевание красоты мира. Это определяет исключительную художественную ценность созданного Рерихом в 20-40-е годы, его место в мировом изобразительном искусстве.

  продолжение...


 Циклы творчества:   Древо преблагое   Страж пустыни   Розовые горы   Меч Гэсера   Печоры   Знаки Христа


  Рекомендуем посетить сайты:

  » 

"Это чудо совершил один человек, один художник - Рерих, заслуживающий все больше и больше восхищения за ту последовательность и энергию, с которой он борется за живое искусство против мертвечины и казенщины" (А.Н.Бенуа)

www.roerih.ru, Николай Константинович Рерих, 1874-1947
Русский художник, философ, путешественник. E-mail - niko(a)roerih.ru


Rambler's Top100