На главную    

   Биография

   Живопись

   Хронология    

   Фото архив    

   В поисках    
   Шамбалы    

   "Зажигайте    
   сердца ♥ ♥"   

   Сердце Азии    

   Рерих в    
   Петербурге    

   Статьи о
   Рерихе    

   Статьи
   Рериха    

   Беликов    

   Князева    

   Гостевая

   Музеи

   Ссылки


Николай Рерих
   Николай Рерих
   1939 год




   

Валентина Павловна Князева. Николай Рерих

  
   

Содержание книги:            

Введение
Своим путем
Зрелось
На чужбине
Служение родине и
человечеству
- 2
В сердце Азии - 2 - 3
Центры культуры - 2
Мастер гор - 2 - 3 - 4 - 5
Пакт Рериха - 2
Великий друг
Индии

Думы о родине - 2
Заключение

   


Много и плодотворно работает в Сиккиме Юрий Николаевич. Вместе с ламой Лобзанг Мингюр Дордже, известным знатоком тибетской литературы, учителем большинства европейских тибетологов, он изучает здесь тибетский язык, литературу и искусство. В Сиккиме экспедиция проработала с декабря месяца 1923 года до марта 1925 года. За это время было осмотрено около ста древних монастырей, собран интересный этнографический материал и коллекция предметов тибетского искусства (знамен, хоругвей и т.д.). В марте 1925 года Рерихи переехали в Кашмир, в город Сринагар, где была закончена подготовка для дальнейшего путешествия. Основную группу теперь составляли Николай Константинович, Юрий Николаевич, Елена Ивановна.В августе месяце путешественники в сопровождении проводников и большого каравана тронулись в западную часть Центральной Азии, следуя древним путем - из Сринагара на Ло, через Каракорум на Хотан, далее на Яркенд, Кашгар и Аксу, из Аксу на Карашар, Урумчи и озеро Зайсан. Около двух месяцев экспедиция пробыла в Ладаке, изучая там прекрасные образцы старого искусства, особенно резьбы по дереву IX-X веков. Здесь были осмотрены многие крупные буддийские монастыри: Спитук, Хэми-гомпа, Ридзонг, Лама-юру, Трикшэ и др. Расположенные на высоких, труднодоступных местах, они невольно вызывали восторг и удивление. «Нужно было иметь и чувство красоты, и мужественную самоотверженность, чтобы укрепляться на таких высотах»,- писал Н.К.Рерих. Ладак считается родиной Гэсэр-хана, героя монголо-тибетского эпоса. С его именем, так же как и с именем Ригден-Джапо, народ связывал мечты о мире добра и справедливости. Много прекрасных романтических сказаний и песен о Гэсэр-хане услышали путешественники в этих местах. Здесь же им показывали на высокой скале подобие белой двери, ведущей, по преданиям, в замок Гэсэра. А позже, путешествуя по Тибету, Рерих встречал не только древние изображения, связанные с именем Гэсэр-хана, но видел также скалы и камни, на которых пастухи-кочевники высекали символы Гэсэр-хана - мечи, отважных лучников, горных козлов.
В сентябре 1925 года экспедиция покинула Ладак. Вскоре началась наиболее опасная часть пути, связанная с восхождением на высочайшие перевалы - Сасир (5364 м), Каракорум (5575 м), Сугет-дабан (5367 м), Санджу-дабан (5075 м). Неоднократно рискуя жизнью, соскальзывая на лошадях по гладкой сферической поверхности ледника Сасир, теряя занесенные узкие тропинки, страдая от сердечной слабости и так называемой снежной слепоты, путешественники поднялись в суровую, величественную страну вечных снегов и льдов. После высочайших горных перевалов по сыпучим пескам караван подходит к Хотану. В хотанском оазисе, бывшем в раннем средневековье одним из центров индийской культуры, отряд простоял около четырех месяцев - до конца января 1926 года. Помимо изучения исторических памятников, Рерих очень много работает здесь как художник и создает большую живописную серию «Знаки Майтреи», в которой запечатлел образы буддийских легенд и суровую природу гор.
Чрезвычайно утомительным был путь от Кашгара до Аксу, пролегающий по засасывающим пескам пустыни Такла-Макан. Много интересного дали последующие пункты Куча и Карашар, изобилующие старыми пещерными храмами. Незабываемое впечатление произвел разрушенный монастырь возле Куча, где в ущелье как бы по амфитеатру были расположены ряды пещер, украшенных стенописью и носящих следы многих исчезнувших скульптурных изваяний. После Урумчи началась полоса, значительная не только в художественном, но и в научном отношении. Здесь были обнаружены многие памятники великого переселения народов в виде курганов и многообразных погребений с возвышающимися над ними каменными фигурами.

В середине мая 1926 года экспедиция достигла пограничного пункта в Козеуне и перешла границу СССР. А 13 июня Николай Константинович вместе с Еленой Ивановной и Юрием Николаевичем был уже в Москве. На родину он приехал с большими планами. В беседах с народным комиссаром просвещения А.В.Луначарским были обсуждены художественные и научные результаты экспедиции и намечен дальнейший маршрут продвижения через Сибирь. В разговоре были высказаны также взаимные пожелания о продолжении последующих работ уже на родине. Перед отъездом Николай Константинович подарил Советскому правительству несколько живописных полотен, в том числе и сюиту «Майтрея. Победитель», которая находится сейчас в Горьковском художественном музее. Летом 1926 года экспедиция из Москвы едет на Алтай. Для Рерихов эти места представляли особый интерес в связи с вопросом о великом переселении народов. Здесь ими были найдены многочисленные погребения и надписи на скалах, относящиеся к древнейшей эпохе в истории человечества. Николай Константинович исполняет, кроме того, большую серию живописных произведений, посвященных Алтаю. В первой половине сентября по железной дороге через Сибирь экспедиция перебрасывается в Монгольскую народную республику, в Улан-Батор, где началась подготовка к трудному пути по пустыне Гоби, Цайдаму и Тибету. 13 апреля 1927 года, как только установилась караванная дорога, экспедиция начала свое дальнейшее продвижение. Здесь, в Монголии, ее путь в ряде пунктов перекрещивался с маршрутами Н.М.Пржевальского и П.К.Козлова - прежних русских исследователей Центральной Азии. Первая часть пути от Улан-Батора до монастыря Юм-бэйсэ была пройдена на автомашинах, последующая - на верблюдах. После перехода пустыни Гоби с остановками в оазисах экспедиция провела июнь и июль на берегу реки Шара-гола. За это время отдельные отряды побывали в различных местах Наньшанских гор и Северного Цайдама. Здесь Юрий Николаевич собрал большой лингвистический материал по наречию дэд-монголов, тангутов-амдосцев, банаков, голоков.

  продолжение...


 Циклы творчества:   Древо преблагое   Страж пустыни   Розовые горы   Меч Гэсера   Печоры   Знаки Христа


  Рекомендуем посетить сайты:

  »  кино 2015 робокоп - Здесь

"Рерих - это имя уже давно стало обозначать целый космос, творческой волей художника вызванный к жизни, - целый мир образов глубочайшего значения, одушевленный мудростью в античном смысле слова: софия есть Мастерство, умение создавать вещь. Подлинные художники недаром именуются у Аристотеля мудрыми". (Э.Голлербах)

www.roerih.ru, Николай Константинович Рерих, 1874-1947
Русский художник, философ, путешественник. E-mail - niko(a)roerih.ru


Rambler's Top100