На главную    

   Биография

   Живопись

   Хронология    

   Фото архив    

   В поисках    
   Шамбалы    

   "Зажигайте    
   сердца ♥ ♥"   

   Сердце Азии    

   Рерих в    
   Петербурге    

   Статьи о
   Рерихе    

   Статьи
   Рериха    

   Беликов    

   Князева    

   Гостевая

   Музеи

   Ссылки


Николай Рерих
   Николай Рерих
   1939 год




   

Валентина Павловна Князева. Николай Рерих

  
   

Содержание книги:            

Введение
Своим путем
Зрелось
На чужбине
Служение родине и
человечеству
- 2
В сердце Азии - 2 - 3
Центры культуры - 2
Мастер гор - 2 - 3 - 4 - 5
Пакт Рериха - 2
Великий друг
Индии

Думы о родине - 2
Заключение

   


Давняя мечта, научные и художественные интересы привели Рериха в Индию. Здесь он прожил около 20 лет, проник в душу народа этой страны и сделал много полезного для него. Деятельность Рериха в Индии имела большой политический смысл. Путешествия по странам Востока, жизнь в Индии открыли перед художником богатейшие сокровища вековых накоплений культуры. Вопреки многим западным ученым, фальсифицировавшим историю колониальных стран, доказывавшим «врожденную отсталость» угнетенных народов, Рерих в своих трудах «Алтай - Гималаи» (1929), «Сердце Азии» (1929), «Шамбала» (1930) пишет о том, что Восток хранит величайшие духовные ценности, редкие памятники искусства и культуры, которые нуждаются в глубоком изучении. Неоднократно высказывает он мысль об огромных внутренних силах этих стран, о том, что им принадлежит будущее. Рерих сделал существенный вклад и в изучение истоков древней культуры, истории и природы Индии, основав Гималайский институт научных исследований. Индийцы высоко ценят это начинание Рериха. Высоко оценивают они и труды его ближайших помощников - Елены Ивановны, Юрия Николаевича, Святослава Николаевича. Рерих живо откликался на многие повседневные запросы культурной жизни страны. Он писал статьи об искусстве, просвещении, мире, принимал участие в конференциях, выступал с лекциями. Исключительный интерес вызывали в Индии выставки художника. Они обычно перевозились из города в город и везде собирали массы народа, приходившего посмотреть на картины, воспевающие красоту родной страны. В одном из писем С.Н.Рерих, сопровождавший выставку 1941 года, писал отцу из Бароды: «Народу на эту выставку идет масса. Прямо тысячи валят каждый час. Никто ничего подобного не видел. Все кругом запружено толпами... Я говорю раза четыре в день и иногда перестаю даже двигаться от усталости. С раннего утра до вечера я с толпами и среди людей». После выставок Рерих получал неоднократные предложения о покупке его картин. Часто он дарил свои работы. В настоящее время в Индии есть несколько крупных коллекции произведений художника - в музеях городов Тривандрама, Хайдарабада, Мадраса, Аллахабада, Барода и других.

Рерих не только сам обогащает свои знания в Индии, но стремится познакомить народ этой страны с русской культурой. Он пишет статьи о крупных деятелях русского искусства, литературы, науки. Для вышедшей в Индии книги «Himavat» составляет отдел россики. Особенно ценно и дорого в этой деятельности было то, что Николай Константинович неоднократно указывал на давние дружеские связи между Россией и Индией, на необходимость их продолжения и укрепления. Рерих сближается со многими прогрессивными деятелями страны, борющимися за ее независимость, за развитие национальной самобытной культуры.
Многолетняя сердечная дружба связывала Рериха с Рабиндранатом Тагором. Знакомство, начавшееся еще в 1920 году в Лондоне, со временем переросло в глубочайшее взаимопонимание, особое духовное родство. У Рериха и Тагора оказалось много общего в философских воззрениях. Они оба были сторонниками реформ и отказа от насилия как средства политической борьбы, оба свято верили в возможность социальных изменений силами воспитания, образования, искусства. В дневниках, в статье «Виджайя Тагор!» Рерих сам указывает на близость многих своих идей воззрениям Тагора. Тагор в свою очередь называл Рериха «величайшим мыслителем». Близость взглядов, взаимные симпатии и дружба привели к сотрудничеству. Рерих всячески одобряет и поддерживает Тагора в его настойчивой борьбе за развитие индийской национальной культуры, с большим вниманием и участием следит за его начинаниями в основанном им университете в Шантиникетоне. Большую помощь и поддержку получает Рерих со стороны Тагора в борьбе за ратификацию Пакта. В едином строю борются они за мир. В одном из писем, относящемся к 1937 году, Тагор писал Рериху: «Мой дорогой друг. Проблема мира сегодня является наиболее серьезною заботою человечества, и наши усилия кажутся такими незначительными и тщетными перед натиском нового варварства, которое бушует на Западе с все возрастающей яростью. Безобразное проявление обнаженного милитаризма повсюду предвещает злое будущее, и я почти теряю веру в самую цивилизацию. И все же мы не можем сложить наши устремления - это только ускорило бы конец». В летние месяцы, когда в Кулу устанавливалась дорога, е дом Николая Константиновича приезжали многие политические деятели, представители культуры и искусства Индии. В мае 1942 года одну неделю там жил Джавахарлал Перу. В это тревожное время, когда на полях России шли кровопролитные бои, а в Индии усиливалась национально-освободительная борьба, Дж.Неру и Н.К.Рерих говорят об «Индо-Русской культурной ассоциации», о необходимости полезного, созидательного сотрудничества между русскими и индийцами.
Редкое понимание духовной жизни народа Индии, самоотверженное желание приносить ему повседневную пользу, гуманистические убеждения сделали имя Рериха любимым и почитаемым в этой стране. Каждое его слово, каждое выступление всегда привлекали внимание общественности. В печати о нем неоднократно упоминали как о великом друге Индии. Его называли самым священным для индийцев именем - «Гуру», то есть «Учитель». Большой любовью и уважением Рерих пользовался и в соседних с Индией странах. Посол Цейлона в СССР профессор Гунапала Малаласекера в речи на открытии выставки художника в Москве в 1957 году говорил: «Всюду, куда бы он ни ходил по Азии - в Индии, в Тибете, в Ладаке, в Сиккиме и Бхутане, в Центральной Азии и Монголии, - везде его встречали со знаками особого почитания, доверия и любви, редко оказываемых чужестранцам в этих странах».

  продолжение...


 Циклы творчества:   Древо преблагое   Страж пустыни   Розовые горы   Меч Гэсера   Печоры   Знаки Христа

"Знания ученого и глубокая интуиция большого художника лежали в основе его замечательных картин. Эмоциональное искусство Рериха почти непередаваемо словами - оно для глаз и для души." (К.Юон)

www.roerih.ru, Николай Константинович Рерих, 1874-1947
Русский художник, философ, путешественник. E-mail - niko(a)roerih.ru


Rambler's Top100