На главную    

   Биография

   Живопись

   Хронология    

   Фото архив    

   В поисках    
   Шамбалы    

   "Зажигайте    
   сердца ♥ ♥"   

   Сердце Азии    

   Рерих в    
   Петербурге    

   Статьи о
   Рерихе    

   Статьи
   Рериха    

   Беликов    

   Князева    

   Гостевая

   Музеи

   Ссылки


Николай Рерих
   Николай Рерих
   1939 год




   

Валентина Павловна Князева. Николай Рерих

  
   

Содержание книги:            

Введение
Своим путем
Зрелось
На чужбине
Служение родине и
человечеству
- 2
В сердце Азии - 2 - 3
Центры культуры - 2
Мастер гор - 2 - 3 - 4 - 5
Пакт Рериха - 2
Великий друг
Индии

Думы о родине - 2
Заключение

   


От малейшего цветка, от крыла бабочки, от сверкания кристалла и так дальше и выше, через прекрасные человеческие образы, через таинственное касание надземного, человек хочет утверждаться на незыблемо прекрасном. Если были на земле прекрасные создания рук человеческих, - к ним придет путник, успокоится под их сводами в сиянии их фресок и стекол. Если может путник найти зарево далеких горизонтов,- он устремится и к ним. Наконец, если он узнает, что где-то сверкают вершины наивысшие, он увлечется ими, и в одном этом стремлении он уже укрепится, очистится и вдохновится для всех подвигов о добре, красоте, восхождении». Рерих запечатлевает ледники Каракорума, вечные снега Алтая, каменистые уступы Тибетского нагорья, горные прозрачные озера и бурные реки. Многообразен рельеф его пейзажей. Но особенно близким, ярким источником вдохновения стали для него Гималаи. Уже в 1923 году, оказавшись в Сиккиме, Рерих начал создавать свои первые работы Гималайского цикла. Его глубоко захватили виды Сиккима с многочисленными снежными вершинами. Неоднократно он изображает самую высокую из них - Канченджангу. Особенно эффектны картины, исполненные в солнечный день. С большим мастерством передана в них сложнейшая градация света и теней. Из нахмуренной мглы в синюю высь возносятся труднодоступные вершины. Клубятся облака, опоясывая горы. Над ними ослепительно ярко сияют снега. Рерих изображает эту горную местность в многочисленных этюдах, передавая не выразимую словами красоту снежных вершин, богатство красок, разнообразие туманов. Эти Этюды, несмотря на небольшие размеры, по найденности образов, композиционному и колористическому построению смотрятся как совершенно законченные картины.
Восточным Гималаям, Сиккиму Рерих посвятил более 600 произведений. Среди них такое значительное полотно, как «Помни!» (1945). Суровой романтикой веет от этой картины. Высокой стеной, многообразными хребтами подымаются к небу горы. Темно-синие у основания, они постепенно голубеют, переходят в розовые, сверкают ослепительными вершинами. У подножия гор - всадник, бросающий последний взгляд на горную хижину. Напряженный цветовой аккорд картины, Энергичный рисунок торжественно устремленных ввысь гор придают этой сцене прощания настроение внутренней собранности, величия, суровости.

С 1930 года, поселившись в Кулу, Рерих почти полностью сосредоточивает свое творчество на любимых Гималаях. Теперь он буквально живет горным миром и черпает в нем невиданное богатство мотивов. Неоднократно передает художник грандиозные панорамы горных цепей. Во всем своем величии и мощи предстает на одной из картин сверкающая ослепительными снегами Нанда-Дэви - высочайшая вершина центральной части Гималаев. В холодных суровых тонах, в царстве облаков и туманов вырисовываются труднодоступные вершины Джомолунгма (Эверест). Эффектное зрелище представляет картина, воспроизводящая свечение в Гималаях. Над горами, гладью озера полыхает ослепительно яркое сияние. Разноцветные световые столбы движутся, вспыхивают и исчезают, отдаленно напоминая северное сияние. Долина Кулу, так же как и Сикким, славится множеством горных пиков. Из окна мастерской в Кулу открывался прекрасный вид на горы. Рерих изучает их во все часы дня и ночи. Ранним утром он наблюдает восход и многократно пишет снега, загорающиеся ярким ослепительным светом, стелющуюся внизу предрассветную мглу, которая медленно опускается в долину. Он запечатлевает и яркую феерию заката, когда бесконечная горная гряда лиловеет в лучах заходящего солнца. Многие этюды воспроизводят угасающее небо, погруженные в сумрак вершины, облачное царство, ледники, грозные снежные бури, причудливые по своей окраске вершины. Рерих неистощим в передаче различных эффектов освещения. Его манера письма, подбор красок вторят суровой красоте Гималаев. Горный мир обогатил его творчество не только новыми темами, но и укрепил в тех колористических исканиях, которые начались еще в России. Рерих по-прежнему работает темперой. Однако старые темперы Лефранка, Вурма и другие никогда не удовлетворяли его полностью. Он постоянно искал более чистые тона, более яркий цвет и с 1924 года перешел на новые краски, которыми пользовался уже до конца жизни. Эти темперы Николай Константинович изготовлял сам, замешивая сухие краски на особых клеях и смолах. Краски он получал из многих стран и особенно охотно пользовался красками Лефранка, которые давали его темперам максимальную яркость. В эти годы Рерих не изменяет и свою манеру письма. Правда, он отказывается от цветных грунтов и работает на льняных холстах-сырцах и сером ворсистом картоне. Но, начиная картину, он всегда прописывал холст общими тональными пятнами, которые, по существу, заменили собой цветные грунты. По-прежнему он любит брать чистые несмешанные краски и сопоставлять их большими планами; иногда он перекрывает отдельные места картины по многу раз, используя темные и светлые, глухие и яркие краски, пастозные и прозрачные мазки, что дает в его произведениях особое ощущение напоенности цвета светом, внутреннее, подчас непостижимое свечение красок.
В самой природе Гималаев, в необычных эффектах освещения находит художник новые, казалось бы несовместимые в живописи, цветовые сочетания и смело переносит их в свои работы. От сопоставления больших масс синего, желтого, розового, белого ослепительно загораются в его картинах горные цепи. Контрасты темно-лиловых и огненно-красных тонов порождают незабываемые закаты. От этюдов, написанных в бархатисто-синих тонах с ослепительно-белыми пятнами исходит ощущение чистоты и свежести горного воздуха. Сочетая фиолетовые тона с желтыми, желтые с розовыми, охристые с синими, художник добивается передачи сложнейших цветовых эффектов. Но у Рериха краски служат не только для передачи натуральной цветовой гаммы. Еще в ранние годы он подошел к пониманию цвета как фактора, который сам по себе может воздействовать на психологию зрителя и пробуждать те или иные чувства. Теперь Рерих еще в большей мере стремится дать цвету активное Эмоциональное звучание и подчинить его философскому содержанию своих произведений. «Через цвет звучит приказ будущего. Все серое, черное и мрачное, туманное уже достаточно затемняло человеческое сознание. Каждый должен снова подумать о ярких блестящих оттенках, которые всегда знаменуют эпоху возрождения», - говорил художник и всем своим творчеством утверждал это положение.

  продолжение...


 Циклы творчества:   Древо преблагое   Страж пустыни   Розовые горы   Меч Гэсера   Печоры   Знаки Христа


  Рекомендуем посетить сайты:

  »  Собрали в клубе тренажер для спины тяга сверху, не скрипит, плитки плавно движутся, трос надежен.

"Если живописец с фотографической точностью запечатлевает на картине какой-нибудь пейзаж, или предмет, то этот способ искусства называется репродуктивным. Здесь даже цветная фотография превзошла человека. Настоящее искусство должно быть не фотографичным, а творческим, когда в творение вкладывается идея. Такое искусство переживает века." (Н.К.Рерих)

www.roerih.ru, Николай Константинович Рерих, 1874-1947
Русский художник, философ, путешественник. E-mail - niko(a)roerih.ru


Rambler's Top100