На главную    

   Биография

   Живопись

   Хронология    

   Фото архив    

   В поисках    
   Шамбалы    

   "Зажигайте    
   сердца ♥ ♥"   

   Сердце Азии    

   Рерих в    
   Петербурге    

   Статьи о
   Рерихе    

   Статьи
   Рериха    

   Беликов    

   Князева    

   Гостевая

   Музеи

   Ссылки


Николай Рерих
   Николай Рерих
   1939 год




   

Валентина Павловна Князева. Николай Рерих

  
   

Содержание книги:            

Введение
Своим путем
Зрелось
На чужбине
Служение родине и
человечеству
- 2
В сердце Азии - 2 - 3
Центры культуры - 2
Мастер гор - 2 - 3 - 4 - 5
Пакт Рериха - 2
Великий друг
Индии

Думы о родине - 2
Заключение

   


Индия, Монголия, Китай открыли перед Рерихом богатейший мир, к которому он так давно стремился и который оказался ему близким по своему духу. Еще в дореволюционной России, понимая упадочность буржуазной культуры, он постоянно обращался к изучению памятников древнего народного творчества и думал, что прежде всего в них нужно искать животворные силы для обновления духовной жизни общества. Но то, что в России было уже далеким прошлым и требовало подчас специальных исторических изысканий, на Востоке оказалось живым и действенным. Художник увидел здесь памятники искусства, созданные тысячелетия тому назад, услышал древние мифы. Рерих лично убедился также, как стойко и действенно в Индии старое искусство, какое огромное место оно занимает в жизни народа, в воспитании миллионов безграмотных крестьян, которые с ранних лет по старой традиции заучивают многие произведения древнего Эпоса. Особая стойкость традиций, жизненность старого искусства имели большое значение для Индии. Они помогли народу пронести через века иноземного порабощения свою национальную культуру, свое духовное богатство. Это и было то глубоко народное искусство, которое постоянно искал Рерих и которое связывалось не только с прошлым, но настоящим и будущим страны.
В Индии Рерих смог приступить также к широкому изучению первоисточников классической восточной философии, которая по количеству систем намного превосходит западную. Его увлекают и современные философские учения. Особенно высоко Рерих ценил Тагора и Ганди, о которых он говорил в 20-х годах: «...Тагор и Ганди являются редчайшим выражением современной Индии». Но при всем своем интересе к Востоку Рерих далеко не всегда учитывал те социальные сдвиги, которые происходили тогда в Индии и которые меняли ее старый патриархальный уклад жизни. Он недостаточно уделял внимания и изучению новых идей и воззрений, которые зарождались и крепли в индийском народе в ходе национально-освободительной борьбы против колониализма.
Явная недооценка решающих факторов исторического развития по-прежнему не давала Рериху возможности преодолеть идеалистичность своего мировоззрения. Напротив, в Индии и других странах Востока он укрепился в тех философских исканиях, которые начались еще в давние времена на родине. Эти страны дали ему неисчерпаемый материал для изучения, вдохновили на создание многих произведений, характеризующих новый этап в его творчестве. Думы о судьбах человечества, нравственном самоусовершенствовании как пути преобразования жизни на земле приводят Рериха в 1920-1940-х годах к глубокой разработке вопросов этики. С большим интересом он начинает изучать различные религиозно-философские учения, которые занимали на протяжении многих веков такое значительное место в жизни народов Востока и повлияли на становление многих норм этики. Он изучает буддизм, ислам, пытается выявить этическую проблематику также в христианской религии. Много времени Рерих уделяет исследованию древних философских трактатов, в особенности трудов китайских мыслителей Конфуция и Лао-цзы, прославившихся своими учениями об этике.

Рерих был убежден, что мир должен жить по общим, гуманным законам морали, что основные этические категории были выработаны тысячелетия тому назад. Поэтому его не интересует история философии, социальные корни тех или иных этических понятий. Он ищет в учениях Востока идеи, созвучные его собственным размышлениям о сущности жизни и выражающие собой высший нравственный закон, которым должно руководствоваться человечество. Знакомство с различными религиозно-философскими системами привело художника к объективно верному выводу, что, несмотря на принадлежность их разным народам, в них много общих положений, выражающих извечную мечту человечества о свободе и равенстве, всеобщем труде и доброжелательстве, любви и мире. Отдельные заповеди и изречения Будды, Магомета, философов Конфуция, Лао-цзы и других Рерих считает полными глубокого смысла и приемлемыми для современного общества. Но при этом Рерих игнорировал другую сторону этих учений. Ратуя за очищенный, идеализированный буддизм, магометанство, христианство, конфуцианство, он в целом отвлекался от социальной функции религиозно-философских учений, предавал забвению то, что они помогали господствующей верхушке порабощать народ. Рериху был чужд конкретно-исторический подход к явлениям прошлого, и это придавало многим его выводам о древней философии субъективный, идеалистический характер. В подходе Рериха к древним религиозно-философским учениям, в разработке этической проблематики сказались противоречия его философских воззрений. И тем не менее эти исследования имели определенное значение. Рерих нашел в древних учениях непреходящие этические ценности, созданные человечеством. Он выделил в философии мыслителей Индии и Китая положения, взятые ими из сокровищницы народной мудрости, которые до сих пор определяют духовную красоту народов Востока и отражают их нравственные воззрения. Рерих противопоставил гуманистические идеалы древних философских систем и свои собственные воззрения современным ему западным реакционным учениям с их проповедью насилия и пессимизма. С высоты Гималаев в 1920-1940 годах Рерих обращается ко всему миру: пишет письма, послания многочисленным обществам, статьи для газет, книги, которые обычно издавались на трех-пяти языках: русском, английском, французском, испанском, японском. Большинство из них посвящено вопросам культуры и этики. Рериха глубоко тревожило падение нравственности в современном ему буржуазном мире. В ряде статей он рассматривает различные формы этого явления и судит их со всей строгостью морального закона. Некоторые его статьи посвящены вопросам народного образования. Они пронизаны страстным призывом воспитывать молодежь не «на воплях отчаяния», а на идеалах мужества, героизма, труда. Не меньшее беспокойство вызывало у Рериха состояние современного упадочного западного искусства, утратившего воспитательную силу. Неоднократно выступает он с вдохновенной проповедью реализма и беспощадным разоблачением формализма. В статье 1944 года «Героический реализм» художник писал: «Истинный реализм отображает сущность вещей. Для подлинного творчества реализм есть исходное восхождение. Иначе всякие паранойные тупики не дают возможности новых нарастаний. Без движения не будет и обновления, но новизна должна быть здоровой, бодрой, строительной. Упаси от абстрактных закоулков. Холодно жить в абстрактных домах. Не питает абстрактная пища. Видали жилища, увешенные абстракциями... Жуткие предвестники! Довольно! Человечество ищет подвига, борется, страдает... Сердце требует песнь о прекрасном. Сердце творит в труде, в искании высшего качества...»

  продолжение...


 Циклы творчества:   Древо преблагое   Страж пустыни   Розовые горы   Меч Гэсера   Печоры   Знаки Христа

"Гималаи! Что за магнетизм скрыт в вас! Какой символ спокойствия заключен в каждом снежном пике. Самые смелые легенды рождаются около гор." (Н.К.Рерих)

www.roerih.ru, Николай Константинович Рерих, 1874-1947
Русский художник, философ, путешественник. E-mail - niko(a)roerih.ru


Rambler's Top100