На главную    

   Биография

   Живопись

   Хронология    

   Фото архив    

   В поисках    
   Шамбалы    

   "Зажигайте    
   сердца ♥ ♥"   

   Сердце Азии    

   Рерих в    
   Петербурге    

   Статьи о
   Рерихе    

   Статьи
   Рериха    

   Беликов    

   Князева    

   Гостевая

   Музеи

   Ссылки


Николай Рерих
   Николай Рерих
   1939 год




   

Валентина Павловна Князева. Николай Рерих

  
   

Содержание книги:            

Введение
Своим путем
Зрелось
На чужбине
Служение родине и
человечеству
- 2
В сердце Азии - 2 - 3
Центры культуры - 2
Мастер гор - 2 - 3 - 4 - 5
Пакт Рериха - 2
Великий друг
Индии

Думы о родине - 2
Заключение

   


Затянувшаяся экспедиция, создание Гималайского института научных исследований отодвинули сроки возвращения на родину. Незавершенными были и некоторые важнейшие начинания в Америке. В июне 1929 года Рерих приезжает в США с целью улучшить и расширить работу основанных им и при его содействии культурных учреждений. Еще в 1926 году он составил план коренной реорганизации Музея. По. его предложению была взята на несколько лет крупная банковская ссуда, на которую можно было построить новое здание. Часть помещения мыслилось отвести под Музей, а остальное сдавать в наем как жилую площадь и на эти средства содержать учреждение. Ко времени возвращения Николая Константиновича в Нью-Йорк здание было уже сооружено. 17 октября 1929 года состоялось торжественное открытие Музея в новом помещении. К этому времени Музей значительно пополнился произведениями Рериха, созданными во время путешествия. В здание Музея переехал Институт объединенных искусств. У Рериха зарождается мысль о создании отделов искусства России, Франции, Италии, Испании, Швеции, Финляндии и других стран. Первым шагом на пути к осуществлению этой идеи стала организация большого Восточного отдела, в основу которого легли материалы, привезенные из Монголии и Тибета. В отличие от подавляющего большинства культурных учреждений США, Музей был создан как бездоходный. Это вызвало горячий отклик среди художников. В Америке галереи обычно берут высокую плату за предоставление помещения под выставки. Многие необеспеченные мастера не могут поэтому экспонировать своих произведений. Музей имени Н.К.Рериха начал устраивать выставки бесплатно. Эта традиция продолжается и в настоящее время, хотя размах работы сократился и сам Музей занимает теперь меньшее помещение в другом здании. Рерих задумывал музей как всемирный центр, ставящий одной из своих задач налаживание международного культурного сотрудничества. В связи с этим уже в 1926 году было основано Общество друзей Музея. Среди почетных советников и покровителей Музея и Общества были такие известные деятели культуры стран Запада и Востока, как Рокуэл Кент, А.Щусев, Л.Стоковский, И.Зулоага, Рабиндранат Тагор и многие другие. Музей в 1930-е годы начал проводить большую работу по налаживанию международных связей. В его залах устраивались выставки художников Франции, Испании, Германии, Индии, Бразилии и других стран, проводились вечера, посвященные искусству разных народов.

Работа Музея нашла живой отклик в других странах. Многих увлекли идеи широкого культурного сотрудничества, и с 1929 года в разных концах света начали создаваться общества имени Рериха. В 1929 году Общество имени Рериха возникает во Франции, в 1930 - в Германии, Финляндии, странах Южной Америки, в Южной Африке, в 1931 - в Японии, Латвии. К 1935 году их было уже свыше восьмидесяти в тридцати странах. При некоторых обществах - в Париже, Брюгге, Белграде, Загребе, Риге, Бенаресе, Буэнос-Айресе и других открываются музеи и залы картин Рериха. Эти многочисленные общества, разбросанные в разных странах мира, объединяла одна общая цель, общее устремление - борьба за подъем культуры, охрану художественных ценностей, сотрудничество между народами. Укрепив положение Музея и наметив пути его развития, Николай Константинович в 1930 году возвращается в Индию. Отныне местом жительства художника и всей его семьи становится поселение Нагар, расположенное в долине Кулу. Высочайшие горные пики с вечными снегами окружают долину. По узким горным ущельям и перевалам пробивается туда дорога, а зимой она заносится снегом, и местность на долгие месяцы оказывается недоступной.
Еще в 1928 году, задумывая Институт научных исследований как крупный центр, где могли бы сотрудничать ученые разных стран, Рерих стремился к созданию наиболее благоприятных условий для работы. После тщательного изучения Гималаев он остановил свой выбор на Кулу, рта долина, в отличие от многих других мест Индии, оказалась совершенно исключительной в климатическом отношении. Святослав Николаевич Рерих, посетивший в 1960 году Советский Союз, рассказывал, что в Кулу никогда не бывает изнуряющей жары и засухи и европейцы чувствуют себя там так же хорошо, как на своем континенте. Даже растительный мир подчас напоминает Европу. Наряду с характерными южными культурами, здесь разводятся замечательные сады с европейскими сортами фруктов, растут липа, клен, ольха, встречаются рыжики, волнушки.

  продолжение...


 Циклы творчества:   Древо преблагое   Страж пустыни   Розовые горы   Меч Гэсера   Печоры   Знаки Христа

"Рериха можно сравнить с гигантским деревом, пустившим корни глубоко в одном месте, а свои великолепные ветви раскинувшим широко кругом - по всему миру. Из всех современных народов русские имеют, быть может, самых величайших гениев искусства, и если есть какой-либо великий Ренессанс искусства, в глубоком значении Парфенона, то выявление его выпало на долю России. Русскость Рериха не случайна и соединена с его непрерывным маршем по всему миру". (Барнет Д.Конлан)

www.roerih.ru, Николай Константинович Рерих, 1874-1947
Русский художник, философ, путешественник. E-mail - niko(a)roerih.ru


Rambler's Top100