На главную    

   Биография

   Живопись

   Хронология    

   Фото архив    

   В поисках    
   Шамбалы    

   "Зажигайте    
   сердца ♥ ♥"   

   Сердце Азии    

   Рерих в    
   Петербурге    

   Статьи о
   Рерихе    

   Статьи
   Рериха    

   Беликов    

   Князева    

   Гостевая

   Музеи

   Ссылки


Николай Рерих
   Николай Рерих
   1939 год




   

Валентина Павловна Князева. Николай Рерих

  
   

Содержание книги:            

Введение
Своим путем
Зрелось
На чужбине
Служение родине и
человечеству
- 2
В сердце Азии - 2 - 3
Центры культуры - 2
Мастер гор - 2 - 3 - 4 - 5
Пакт Рериха - 2
Великий друг
Индии

Думы о родине - 2
Заключение

   


Рерих - всемирно известный художник, ученый и общественный деятель. Пожалуй, нет страны, где бы не знали имени Рериха, где бы не были высоко оценены его заслуги. Он был членом более сорока научных и художественных учреждений мира: почетным президентом Американо-Русской культурной ассоциации в Нью-Йорке, сотрудничавшей с ВОКСом, почетным президентом интернационального Союза Пакта Рериха в Брюгге, членом Югославской Академии наук и искусств в Загребе, президентом Лиги культуры в США, членом Реймской Академии во Франции, членом-основателем этнографического общества в Париже, пожизненным членом Общества восточного искусства в Калькутте, почетным членом Комитета культуры в Буэнос-Айресе в Аргентине и т.д. Но как бы ни был славен путь художника за границей, как бы он там ни был принят, он всегда думал о родине. Через все жизненные бури и невзгоды он пронес свое светлое чувство любви к России, преданности ей. Самозабвенно служа человечеству, он творил прежде всего на благо отчизны. Создавая за границей новые очаги культуры и науки, борясь за ратификацию Пакта, Рерих стремился к укреплению интернациональных связей, к установлению мира во всем мире. Упорно, настойчиво на протяжении многих лет нес художник повсюду правду о русской культуре. В Америке, Европе, Азии печатались его вдохновенные статьи о нашей стране и ее деятелях: Пушкине, Гоголе, Л.Толстом, Горьком, Куииджи, Стасове, Шаляпине, Мусоргском, Римском-Корсакове, Ломоносове, Павлове, Бехтереве, Пржевальском и других. Он писал замечательные статьи о талантливости русского народа, его неисчерпаемых творческих возможностях.
Внимательно следил Рерих за успехами Советского Союза. Радиоволны, печать, письма доносили до него радостные вести о строительстве новых заводов, школ, больниц, электростанций, каналов. Он был хорошо осведомлен о достижениях советской науки, искусства, литературы. С годами для него стало очевидным, что многие идеалы, за которые он боролся всю жизнь, успешно осуществляются на его родине: он видел, какое большое место заняло там искусство в жизни народа, как много внимания уделяется обучению и воспитанию молодежи, каким почетным стал труд в жизни людей. Рерих ощущает коренную разницу между жизненным укладом капиталистических стран и СССР и приходит к выводу, что в успехах советской России - Залог рождения нового мира. Неоднократно Николай Константинович повторяет, что русскому народу суждено великое будущее, что ой является оплотом мира и прогресса всего человечества. В обращении к «Друзьям художникам» Рерих писал в 1939 году: «Знатоки говорят, что русский народ есть наследник чудесного будущего. Пишут теперь, что мир всего мира зависит от русской мощи, от русского решения. Европейские журналы пестрят изображениями жизни народов Союза. Бодрые овладетели воздухом уже сделались великим примером... О русском искусстве вновь громко заговорили. В то время, когда запад утопает в сюрреализме и параноизме, русские художники утверждают реализм жизни...» Особенно страстно, взволнованно голос художника звучит в годы тяжелых испытаний, выпавших на долю Советского Союза в период второй мировой войны. Слушая по радиоприемнику тревожные сообщения о наступлении фашистских орд на родную землю, он с большой уверенностью и убежденностью пишет о несгибаемости России, монолитности народа, о неизбежности победы. Так, уже в июле 1941 года появились его замечательные патриотические заметки в дневнике: «Оборона Родины», «В грозе и молнии».

В эти годы с новой силой всплывают в памяти художника образы русских героев, отстаивавших независимость своей страны. В 1941 году он создает картины «Александр Невский», «Поход Игоря», в 1942 году - «Единоборство Мстислава с Редедей», «Партизаны», в 1943 году - «Борис и Глеб», «Настасья Микулична». Когда стало известно о разрушении в Новгороде церкви Спаса-Нередицы, Рерих по памяти воспроизводит эту всемирно прославленную жемчужину древнерусской архитектуры. В записном листке от 30 декабря 1941 года сам художник отмечал: «Повсюду сочетались две темы - Русь и Гималаи». Каждое выступление Рериха, каждое сказанное им доброе слово о Советском Союзе вызывали за границей острую реакцию со стороны враждебно настроенных кругов. Так, в 1926 году дальневосточная эмигрантская печать начала травлю художника за посещение им Советского Союза. Злые, ядовитые статьи пишет о нем в Париже С.Маковский. Б.Суворин негодует за публикацию «Неотпитой чаши», в которой Николай Константинович писал о силе и могуществе России, о ее великом будущем. Не раз с гневом и возмущением говорит Рерих о тех русских эмигрантах, которые продали Родину «за тридцать сребреников». Не раз обращается он к своим друзьям соотечественникам с горячим призывом к подвигу во имя отчизны, к защите ее от мировой реакции. Одну из статей 1936 года он заканчивает глубоко волнующими словами: «Великая Родина, все духовные сокровища твои, все неизреченные красоты твои, всю твою неисчерпаемость во всех просторах и вершинах - мы будем оборонять. Не найдется такое жестокое сердце, чтобы сказать: не мысли о Родине. И не только в праздничный день, но в каждодневных трудах мы приложим мысль ко всему, что творим о Родине, о ее счастье, о ее преуспеянии всенародном. Через все и поверх всего найдем строительные мысли, которые не в человеческих сроках, не в самости, не в истинном самосознании скажут миру: мы знаем нашу Родину, мы служим ей и положим силы наши оборонить ее на всех ее путях».

  продолжение...


 Циклы творчества:   Древо преблагое   Страж пустыни   Розовые горы   Меч Гэсера   Печоры   Знаки Христа

"Искусство и знание - единственные опоры в человеческой жизни". (Н.К.Рерих)

www.roerih.ru, Николай Константинович Рерих, 1874-1947
Русский художник, философ, путешественник. E-mail - niko(a)roerih.ru


Rambler's Top100