На главную    

   Биография

   Живопись

   Хронология    

   Фото архив    

   В поисках    
   Шамбалы    

   "Зажигайте    
   сердца ♥ ♥"   

   Сердце Азии    

   Рерих в    
   Петербурге    

   Статьи о
   Рерихе    

   Статьи
   Рериха    

   Беликов    

   Князева    

   Гостевая

   Музеи

   Ссылки


Николай Рерих
   Николай Рерих
   1939 год




   

Валентина Павловна Князева. Николай Рерих

  
   

Содержание книги:            

Введение
Своим путем
Зрелось
На чужбине
Служение родине и
человечеству
- 2
В сердце Азии - 2 - 3
Центры культуры - 2
Мастер гор - 2 - 3 - 4 - 5
Пакт Рериха - 2
Великий друг
Индии

Думы о родине - 2
Заключение

   


Верой в духовные силы народа, в грядущее обновление человечества, призывами к труду, культуре, миру пронизаны многочисленные публицистические выступления Рериха. Взволнованно воспринимали их многие деятели культуры разных стран. Они находили в них моральную опору для борьбы с различными упадочными явлениями современной им «цивилизации», видели в них самоотверженные поиски русским художником путей к оздоровлению духовной жизни общества. Исследования Рериха в области древней философии, разработка им проблем Этики нашли свое выражение не только в его научной и публицистической деятельности, но и в художественной практике. С середины 20-х годов художник начал работу над большой живописной серией, которую он назвал «Знамена Востока» или «Учителя Востока». В эту серию он включил изображения тех, кого считал учителями жизни, проповедниками вечно живых норм этики: Будду, Магомета, Христа, философов Конфуция и Лао-цзы, основоположника красношапочной секты Падма Самбхава, реформатора ламаизма в Тибете Цзонхава, Сараку и других. Оригинально построение этих произведений. Для восточной философии характерны поиски гармонии между общим и частным, природой и человеком, понимание космоса, природы как всеобъемлющей категории, включающей в себя самые разнообразные явления, эта проблематика импонировала взглядам Рериха и определила образный строй его серии. В картинах нет ни сложных сюжетов, ни композиционного выделения изображаемых, ни религиозных символов. «Учителя Востока» изображены как мудрецы, жившие в далеком прошлом и черпавшие в самой природе, в окружающей их красоте духовную силу и мудрость. По горной дороге в легкой изящной повозке едет спокойный, сосредоточенный Конфуций. На зеленом холме, среди высоких деревьев - Сарака, рассматривающий стрелу, нередко символизирующую в восточном искусстве весть. В горах на отвесной скале - застывший в глубоком созерцании Цзонхава. Рерих придавал своей серии большой смысл. Он как бы призывал человечество вспомнить образы мудрецов прошлого, претворить в жизнь их учения и, в конечном итоге, встать на путь нравственного самоусовершенствования. Эта работа позволила ему, пожалуй, с наибольшей полнотой выразить те проблемы, которые волновали его всю жизнь. К серии «Учителя Востока» примыкают но своему идейному содержанию многие произведения на религиозные темы. В постоянных трудах проходят дни «Св. Сергия-строителя». Среди гор тибетский охотник гонит серну, ее спасает лама, принявший на себя удар стрелы («Сострадание»). В неустанных бдениях исцеляет души заблудших «Мадонна труда».

Различны образы подобных картин, неожиданны их сюжеты. В них изображаются многие известные по легендам моменты из жизни Будды, Магомета, Христа, разных пророков и подвижников. Рерих воплощает на холстах также образы, созданные его собственной фантазией. И все они пронизаны определенным философским содержанием. Как и в серии «Учителя Востока», Рерих совмещает в них образы, почерпнутые из различных религий, что делает его «еретиком» в глазах представителей всех религиозных институтов. В этих произведениях звучат прежде всего призывы к труду, созиданию, подвигу, добру, нравственному самоусовершенствованию. Религиозные мотивы являются в них только сюжетной канвой для решения многих вопросов этики. И становится понятным, почему Рерих в последний период творчества неоднократно обращался к подобным образам и давал им свободную, не каноническую трактовку. Тема героизма звучит и в триптихе «Жанна д'Арк», построенном на историческом материале. Особое место в творчестве художника этого периода занимают работы, явившиеся итогом философских размышлений о важнейших явлениях современности. В 1926 году была создана картина «Явление срока». В ней Рерих рисует обращенную на Восток гигантскую голову мудреца, в облике которого можно найти некоторые портретные черты Ленина. Сам художник, создавший это произведение до приезда в Москву, так объяснял свой замысел: «Настал срок восточным народам пробудиться от векового сна, сбросить цени рабства». Далеко не многие, подобно Рериху, в начале 20-х годов брали на себя смелость утверждать близкие сроки освобождения народов Востока от колониального рабства. В этой аллегорической картине можно усмотреть и сокровенную мысль художника о силе советского народа, о величии гения Ленина, который указывает путь борьбы народам Востока. И хотя по своей образной трактовке произведение представляется надуманным и неудачным, оно но идейному содержанию занимает исключительное место в творчестве Рериха. Несомненно, эта работа явилась результатом его сложных раздумий об угнетенных, порабощенных народах Востока и о своей свободной, обновленной родине.
В конце 30-х - начале 40-х годов, понимая, какая огромная опасность нависла над человечеством, какие страшные бедствия может принести вторая мировая война, художник создает картину «Ковер-самолет» (1943). Земля и города объяты пожаром. Низко над ними летит мрачный ковер-самолет. Он управляется старцем, который своим мертвенно бледным лицом, негодующим злым взглядом наводит на зрителей ужас. И невольно начинает казаться, что смерть и разрушение нависли над всей землей. Одновременно с этим Рерих стремился вселить в души людей веру в возможность мира и счастья на земле. И он вновь обращается к созданию образов, облеченных в религиозную форму. В тиши вселенной бодрствует «Матерь мира». Спокоен, величав образ мадонны в «Oriflamma» (1931). На руках у нее полотнище с символом Знамени Мира. Это произведение в свое время было широко известно мировой общественности. Оно находилось в одном из помещений международного Союза Пакта Рериха в Брюгге.

В 20-40-е годы Рерих много внимания уделяет пейзажу, в который он вкладывал глубокий философский смысл. После небоскребов Америки, шумной суеты европейских городов ему кажется, что мир испытывает боль, острый голод по красоте, что многие, отвернувшись от природы, потеряли ее как источник радости и здоровья. Еще в России в статье 1901 года «К природе» он звал своих соотечественников быть ближе к природе. Теперь этот зов вновь звучит в статье 1933 года «Боль планеты». Художник пишет в ней о природе, «как источнике веселого труда, радости мудрой, непрестанного познавания и творчества». Призыв к природе, воспевание ее многообразной, неисчерпаемой красоты определяют содержание и многих его художественных произведений. Рериха глубоко захватила необычность природы стран Востока. Преодолевая трудные горные перевалы, проходя степи Монголии, пустыни Индии и Китая, он всюду пишет этюды, запечатлевая своеобразие увиденного. Огромный раздел в этом наследии занимают картины с изображением гор. Рерих был, пожалуй, первым художником-альпинистом, преодолевшим такое количество высочайших горных перевалов и прожившим в горах более 20 лет. Попав в горный мир, в обитель вечных снегов, он был глубоко очарован. Горы представились ему вечным, неиссякаемым источником, который облагораживает и возвышает душу, устремляет людей к подвигу, вводит в мир прекрасного. В статье «Гималаи» он писал: «...Зачем же вспоминаются Гималаи, зачем же нужно о них мыслить, вспоминать и к ним устремляться?! Хотя бы мысленное приобщение к торжественному величию будет лучшим укрепляющим средством. Ведь все по-своему стремится к прекрасному...

  продолжение...


 Циклы творчества:   Древо преблагое   Страж пустыни   Розовые горы   Меч Гэсера   Печоры   Знаки Христа


  Рекомендуем посетить сайты:

  » 

"Важнейшее, что можно сказать о мире Рериха - это мир правды. Как имя этой правды, я не знаю - да и кто знает имя правды? Но ее присутствие неизменно волнует и озаряет мысли особым, странным светом. Словно снял здесь художник с человека все наносное, все лишнее, злое и мешающее, обнял его и землю нежным взглядом любви - и задумался глубоко. И задумался глубоко, что-то прозревая..." (Л.Андреев)

www.roerih.ru, Николай Константинович Рерих, 1874-1947
Русский художник, философ, путешественник. E-mail - niko(a)roerih.ru


Rambler's Top100