На главную    

   Биография

   Живопись

   Хронология    

   Фото архив    

   В поисках    
   Шамбалы    

   "Зажигайте    
   сердца ♥ ♥"   

   Сердце Азии    

   Рерих в    
   Петербурге    

   Статьи о
   Рерихе    

   Статьи
   Рериха    

   Беликов    

   Князева    

   Гостевая

   Музеи

   Ссылки


Николай Рерих
   Николай Рерих
   1939 год




   

Валентина Павловна Князева. Николай Рерих

  
   

Содержание книги:            

Введение
Своим путем
Зрелось
На чужбине
Служение родине и
человечеству
- 2
В сердце Азии - 2 - 3
Центры культуры - 2
Мастер гор - 2 - 3 - 4 - 5
Пакт Рериха - 2
Великий друг
Индии

Думы о родине - 2
Заключение

   


Интерес к искусству Рериха в Америке был не случаен. В картинах «Идолы», «Человечьи праотцы», «Варяжское море» и других он показал древний мир русской истории и фольклора, который был неизвестен американцам и воспринимался ими особенно остро. Зрителей поражала также философская глубина произведений, очаровывала красота исполнения, редкие невиданные цветовые сочетания.
Во многих городах, где устраивались выставки, Рерих читает лекции по вопросам культуры и искусства, публикует статьи. Он много работает и творчески.
Летом 1921 года пишет пейзажи Аризоны, Новой Мексики, Калифорнии. Летом следующего года запечатлевает изумительные по красоте и суровости берега острова Монхеган, напомнившие ему родную природу Севера. Так одна за другой появляются серии картин: «Новая Мексика», «Сюита Океана». Неоднократно обращается художник, и к любимым русским образам. Еще в 1919 году он создает сюиту «Царь Салтан». В 1921 году исполняет эскизы декораций и костюмов для постановки «Снегурочки» на сцене Чикагской оперы. В 1922 году задумывает серию «Санкта», посвященную русским святым, и картины «Псков», «Новгород», «Соловецкий монастырь». Рерих за короткое время завоевал себе признание в Америке. Его имя стало широко известно и почитаемо среди интеллигенции. Каждая его выставка, каждое выступление становились событием в культурной жизни крупнейших городов. Но не это, было для него главным. Рерих вступил в новый, неизвестный ему мир не только как большой художник, но и как философ, как общественный деятель. По существу своего мировоззрения, по своим взглядам он не изменился. По-прежнему он свято верит в преобразующие возможности искусства и просвещения, по-прежнему повторяет слова Достоевского «красота спасет мир».
В начале 20-х годов Рерих приходит также к мысли об интернациональной роли искусства, возможности посредством него установить взаимопонимание между различными народами и утвердить во всем мире идеалы равенства, добра, красоты. Постепенно у него зарождается идея одновременного служения родине и всему человечеству. Он думает о необходимости создания в разных странах новых очагов культуры, распространения через них близких и дорогих ему принципов просветительства и гуманизма. Энергичный ум художника кипел и звал к действию. Оказавшись за рубежом, Рерих и там, так же как недавно на родине, развернул плодотворную практическую деятельность. Осуществление своих планов он начал с Америки. Опираясь на поддержку прогрессивной интеллигенции, Николай Константинович создает здесь ряд новых художественно-образовательных учреждений. В апреле месяце 1921 года в Чикаго с участием Рериха образуется Союз художников «Cor Ardens» («Пылающее сердце»), который поставил целью объединить деятелей искусства для совместных творческих усилий. В этом же году Рерих задумал основать в Нью-Йорке Институт объединенных искусств. Не имея достаточных средств, он начал с самого простого - снял скромную мастерскую. Своим энтузиазмом, верой в большие возможности задуманного воодушевил друзей и сочувствующих, которые помогли ему в благом начинании. Еще в 1910-х годах Рерих мечтал о создании своеобразного художественного университета, где преподавались бы различные виды искусства. В Институте объединенных искусств, который начал быстро расти, одно за другим открывались отделения разнообразных специализаций: по прикладному искусству, живописи, скульптуре, музыке, хореографии, оперному и драматическому искусству. Было создано также отделение детского эстетического воспитания. Третьим значительным культурным учреждением стала «Corona Mundi» («Венец мира»), основанная 22 сентября 1922 года. Она мыслилась как международный художественный центр, призванный осуществлять общение между народами посредством культурного сотрудничества. 17 ноября 1923 года в Нью-Йорке по инициативе почитателей таланта Рериха открывается музей его имени. В основу коллекции музея легло 315 переданных художником произведений. Музей с первых же дней начал проводить большую работу: чтение лекций, организацию концертов, драматических выступлений выставок. Основанные по инициативе и при содействии Рериха учреждения вскоре стали крупными очагами культуры в Америке. Они сплотили вокруг себя многих видных деятелей искусства.
Рерих столкнулся за границей с незнанием и непониманием России, со злостной клеветой на Советский Союз. В одном из поздних писем В.Ф.Булгакову он отмечал: «У каждого из нас бывали случаи болеть душою о недостаточном знакомстве европейцев и американцев с русским творчеством и с русским народом вообще. Люди, враждебные России, не переставали распространять самые неправдоподобные выдумки, желая представить русский народ отсталым и никчемным». С первых же дней пребывания за границей Рерих одержим горячим желанием пронести по всему миру свет великой русской культуры, познакомить различные народы с Россией, развеять клевету о ней. Уже в начале 20-х годов, находясь в Америке, он публикует статьи о великих русских ученых, поэтах, писателях, художниках; в своих лекциях неоднократно говорит о могуществе России, ее неисчерпаемых богатствах, талантливости русского народа, красоте его души. 16 января 1923 года сам Рерих с удовлетворением сообщал из Детройта в СССР И. Степанову: «Вы правы, полагая, что за эти годы мною много сделано. Поработано во славу русского искусства много. Везде наше знамя осталось высоко». Рерих нес американскому народу правду о нашей стране. Его деятельность в США способствовала укреплению интернациональных культурных связей.

  продолжение...


 Циклы творчества:   Древо преблагое   Страж пустыни   Розовые горы   Меч Гэсера   Печоры   Знаки Христа


  Рекомендуем посетить сайты:

  » 

"Рерих использовал легенду в своем творчестве, как Мусоргский использовал народную песню. Когда творчество воплощает чувства человечества, в нем выражаются интересы всего мира". (Гамильтон Истерфилд)

www.roerih.ru, Николай Константинович Рерих, 1874-1947
Русский художник, философ, путешественник. E-mail - niko(a)roerih.ru


Rambler's Top100