На главную    

   Биография

   Живопись

   Хронология    

   Фото архив    

   В поисках    
   Шамбалы    

   "Зажигайте    
   сердца ♥ ♥"   

   Сердце Азии    

   Рерих в    
   Петербурге    

   Статьи о
   Рерихе    

   Статьи
   Рериха    

   Беликов    

   Князева    

   Гостевая

   Музеи

   Ссылки


Николай Рерих
   Николай Рерих
   1939 год




   

Валентина Павловна Князева. Николай Рерих

  
   

Содержание книги:            

Введение
Своим путем
Зрелось
На чужбине
Служение родине и
человечеству
- 2
В сердце Азии - 2 - 3
Центры культуры - 2
Мастер гор - 2 - 3 - 4 - 5
Пакт Рериха - 2
Великий друг
Индии

Думы о родине - 2
Заключение

   


Живя долгие годы в отдаленной местности, в окружении вечных снегов, Рерих не порывает с миром. Напротив, его имя в 30-е годы получает совершенно исключительное значение и известность во многих странах. Рерих внимательно следил за происходящими событиями. Отовсюду до него доходили вести о безработице, голоде, нищете, падении культуры, искусства. Его глубоко тревожил кризис, охвативший капиталистические страны. «Ведь, не будем скрывать от себя, что нынешние времена, действительно, самые трудные. И материальный и духовный кризисы дошли, как кажется, до апогея»,- писал он в 1932 году.
Еще в России Рериха глубоко волновали вопросы мира, вопросы охраны памятников культуры в годы войны. Он рассматривал культуру как величайшую духовную ценность человечества, как синтез лучших достижений в области науки, искусства, образования, как фундамент будущего. Тревожась за судьбу своих современников, думая о прогрессе, он видел свое призвание в борьбе за сохранение этих сокровищ. Теперь, в условиях мирового кризиса, возможности нового столкновения между народами, он вновь обращается ко всему миру, к государственным и культурным представителям всех стран с призывом принять срочные меры по охране памятников культуры. В обращении, напечатанном на многих языках, Рерих писал в марте 1930 года: «Многообразно устремляется человечество к Миру. Каждый в сердце своем сознает, что это созидательное действо... выражает Новую Эру. Неуместно создаются суждения о предпочтении известному типу пуль, или конвенции, определяющие, что ближе Мировому Единению - один или два броненосца с дальнобойными орудиями. Но представим себе даже и такие убийственные рассуждения, как примитивные ступени к тому же самому великому понятию Мира, которое когда-то обуздает воинственные инстинкты человечества духовными радостями созидания. Но факт все же остается, что пушки хотя бы одного из избранных броненосцев могут так лее уничтожить величайшее сокровище искусства и науки, как и целый флот... Против этих заблуждений невежества мы должны принять немедленные меры...»
По поручению Рериха доктор международного права и политических наук Парижского университета Г.Г.Шклявер вместе с профессором Жоффр-де-ла-Прадель, членом Гаагского мирного суда, разработали принципы Пакта по охране культурных ценностей в соответствии с кодексом международного права. В 1929 году проект договора был уже опубликован. Параграфы I и II гласили:

«Образовательные, художественные и научные учреждения, научные миссии, персонал, имущество и коллекции таких учреждений и миссий будут считаться нейтральными и как таковые будут подлежать покровительству и уважаемы воюющими. Покровительство и уважение в отношении вышеназванных учреждений и миссий во всех местах будет подчинено верховной власти договаривающихся стран без различия от государственной принадлежности какого-либо отдельного учреждения или миссии. Учреждения, коллекции и миссии, зарегистрированные на основании Пакта Рериха, выставляют отличительный флаг, который даст им право на особенное покровительство и уважение со стороны воюющих государств и народов всех договорных стран».
Отличительный флаг, получивший название Знамени Мира, представлял собою белое полотнище, на котором, как символ вечности и единения, была изображена большая красная окружность с тремя красными кружками посредине. Пакт Рериха, кроме призыва к защите мировых ценностей в годы войны, заключал в себе также большой воспитательный смысл. «Пакт для защиты культурных сокровищ нужен не только как официальный орган, но как образовательный закон, который с первых школьных дней будет воспитывать молодое поколение с благородными идеями о сохранении истинных ценностей всего человечества»,- писал Рерих. В борьбе за принятие Пакта народами разных стран Рерих видел также путь к улучшению международных отношений, путь к миру. В 1930 году проект Пакта был представлен в Комитет по делам музеев при Лиге наций, где получил одобрение. После этого он был передан на рассмотрение Международной комиссии интеллектуального сотрудничества.

  продолжение...


 Циклы творчества:   Древо преблагое   Страж пустыни   Розовые горы   Меч Гэсера   Печоры   Знаки Христа

"Знания ученого и глубокая интуиция большого художника лежали в основе его замечательных картин. Эмоциональное искусство Рериха почти непередаваемо словами - оно для глаз и для души." (К.Юон)

www.roerih.ru, Николай Константинович Рерих, 1874-1947
Русский художник, философ, путешественник. E-mail - niko(a)roerih.ru


Rambler's Top100