На главную    

   Биография

   Живопись

   Хронология    

   Фото архив    

   В поисках    
   Шамбалы    

   "Зажигайте    
   сердца ♥ ♥"   

   Сердце Азии    

   Рерих в    
   Петербурге    

   Статьи о
   Рерихе    

   Статьи
   Рериха    

   Беликов    

   Князева    

   Гостевая

   Музеи

   Ссылки


Николай Рерих
   Николай Рерих
   1939 год




   

Валентина Павловна Князева. Николай Рерих

  
   

Содержание книги:            

Введение
Своим путем
Зрелось
На чужбине
Служение родине и
человечеству
- 2
В сердце Азии - 2 - 3
Центры культуры - 2
Мастер гор - 2 - 3 - 4 - 5
Пакт Рериха - 2
Великий друг
Индии

Думы о родине - 2
Заключение

   


У Рериха нет вялых, унылых тонов, серых, невыразительных красок. Большинство его произведений строится на необычайно яркой цветовой гамме. Для этой группы произведений характерен и своеобразный декоративный стиль. Рерих, как правило, сопоставляет цвета большими контрастными планами. Так, в этюде «Ария гор» (ГРМ) как терраса за террасой подымается несколько цветных планов: первый - темный, почти черный, второй - синий, третий - пламенеющий красный. В своем нарастании и контрастах они дают напряженное торжественное Звучание, бравурный цветовой аккорд. Лапидарности колористического решения вторит жестковатая четкость линий, графичность силуэтов. Они еще более подчеркивают бодрое, торжественное звучание изображаемого. Иногда Рерих отказывается от цветовых контрастов и строит свои произведения на одном ведущем тоне. Неподражаемой, редкой по своей красоте в этом отношении является картина «Тибет». Монастырь» (ГРМ), решенная в гамме нежнейших голубых тонов. Нередко он сочетает тот и другой колористический принцип, что еще более усиливает выразительность его палитры.
Исключительный интерес в творческом наследии художника представляют картины, в которых пейзажные мотивы сочетаются с изображениями древних памятников культуры. Неоднократно Рерих изображает камни со знаками Гэсэра, изваяния Майтреи, пещерные храмы. Из окна своей мастерской в Кулу он пишет картину «Гуго Чохан», в которой на фоне великолепного гималайского пейзажа величественно вырисовывается памятник легендарному народному герою Гуго Чохану. Остро воспринял Рерих своеобразие тибетского ландшафта. В Тибете повсюду, насколько хватало зрения, он видел на каждом бугре, на каждой скале древние сооружения и в своей серии «Твердыни Тибета» воссоздал величественную панораму старой тибетской архитектуры. На одних холстах чуть приметными силуэтами вырисовываются далекие монастыри, окутанные дымкой. В других произведениях они изображаются на первом плане, крупными лаконичными формами, передающими их мощь и несокрушимость. На фоне тибетских монастырей Рерих неоднократно помещает ступы - намогильные памятники. Одной из лучших картин этого цикла по праву может быть названа «Лхаса», отличающаяся яркой колористической гаммой, изысканным декоративизмом. В ней изображен дворец далай-ламы, сооружение которого началось еще в VII веке. Рерих великолепно передал в картине монументальность форм тибетской архитектуры, ее органическое единство с горным рельефом. В некоторые пейзажи введены жанровые и культовые сцены. Часто среди гор, у водных источников художник изображает отшельников. В 1023 году на реке Ганге он увидел в вечернем сумраке женщину, пускавшую по реке огоньки в маленьких лодочках и загадывавшую по направлению их движения свою судьбу. Позже, в 1945 году, этот мотив воплотился в поэтичнейшую картину «Огни на Ганге». Очарование и красота картины заключены не только в сюжете. Она решена в бархатистых синих и голубовато-зеленоватых тонах, данных в сложной нюансировке. Мягкости и нежности колорита вторят плавные текучие линии, тающие силуэты. Знания ученого, глубокий интерес к индийской мифологии порождают в творчестве Рериха наряду с совершенно реалистическими пейзажами своеобразные фантастические образы.

Индийская мифология и искусство, уходящие своими корнями в далекую древность, являют собой плод мудрой мысли, утонченного вкуса Востока. В сложных символических образах, в которых истинное переплетается с вымышленным, в которых всегда есть религиозный мотив, пантеистическое восприятие природы, индийский народ с давних пор воплощал свои светлые мечты, прекрасные идеалы. Несмотря на старые тысячелетние формы, это искусство до сих пор является неотъемлемой частью жизни индийского народа и оказывает на него большое влияние. Глубокое понимание национальных особенностей Индии, стремление рассказать о ее духовных сокровищах не переводным, а подлинным языком искусства привели Рериха к созданию образов, которые он слагает из своеобразного сочетания реалистического изображения природы, элементов символизма, пантеистического мистицизма. В одной из картин на фоне высоких снежных гор, на зеленом весеннем лугу восседает бог Кришна, любимый герой индийского фольклора. Подобно русскому Лелю, как неоднократно говорил сам художник, он играет на свирели, призывая все живущее к радости. Яростный, напряженный бой кипит в облаках, «Облако-стрелок» посылает стрелы в согбенные спины облачных фигур.
Многие произведения связаны с буддийскими легендами о Майтрее, грядущем Будде. В картине «Майтрея. Победитель» (1925) художник запечатлевает величественную горную панораму с гигантским изображением Майтреи, высеченным в скале. И в этот реалистический пейзаж он вводит символический образ. В небе среди облаков четким силуэтом намечен спешащий всадник, к которому обращен взор молящегося. В очертаниях всадника он видит вещие знаки, видит посланника Майтреи, спешащего на бой за счастье человечества.

  продолжение...


 Циклы творчества:   Древо преблагое   Страж пустыни   Розовые горы   Меч Гэсера   Печоры   Знаки Христа


  Рекомендуем посетить сайты:

  » 

"Если бы каждый из нас, хотя бы на час, почувствовал, что ему делать нечего и мыслить не о чем, то ведь это уже был бы час умирания. В делании, в творении, в работе мысли Вы и остаетесь молодыми, и Вас хватит на все полезное." (Н.К.Рерих)

www.roerih.ru, Николай Константинович Рерих, 1874-1947
Русский художник, философ, путешественник. E-mail - niko(a)roerih.ru


Rambler's Top100