На главную    

   Биография

   Живопись

   Хронология    

   Фото архив    

   В поисках    
   Шамбалы    

   "Зажигайте    
   сердца ♥ ♥"   

   Сердце Азии    

   Рерих в    
   Петербурге    

   Статьи о
   Рерихе    

   Статьи
   Рериха    

   Беликов    

   Князева    

   Гостевая

   Музеи

   Ссылки


Николай Рерих
   Николай Рерих
   1939 год




   

Оксема Петрова о Николае Рерихе, продолжение

  
   

Статья Островского

Статья Маковского, часть 1
Статья Маковского, часть 2
Статья Маковского, часть 3
Статья Маковского, часть 4

В поисках Шамбалы, 1
В поисках Шамбалы, 2
В поисках Шамбалы, 3
В поисках Шамбалы, 4

О.Петрова о Рерихе, часть 1
О.Петрова о Рерихе, часть 2
О.Петрова о Рерихе, часть 3
О.Петрова о Рерихе, часть 4
О.Петрова о Рерихе, часть 5
О.Петрова о Рерихе, часть 6
О.Петрова о Рерихе, часть 7
О.Петрова о Рерихе, часть 8
О.Петрова о Рерихе, часть 9
О.Петрова о Рерихе, част 10

"Зажигайте сердца!"

Беликов о Рерихе

Князева о Рерихе

Рерих в Петербурге

   


Замечал ли это противоречие Рерих или подобно хозяйке Талашкина пребывал в иллюзии всеобщего благоденствия? В 900-х годах попытки решить проблему «интеллигенция и народ» предпринимались постоянно, так как трагический разрыв между этими двумя социальными полюсами ощущался повсеместно. Суровая категоричность толстовского учения предписывала отказ от собственности, отречение от эстетизации жизни имущих и образованных классов: раздай имущество бедным, живи с народом одной жизнью, не противься злу насилием. Рерих так же, как и Толстой, не принимал насилие как способ достижения социальной справедливости, но моральный ригоризм толстовства не был близок Николаю Константиновичу. Он верил прежде всего в красоту как проводник духовного начала, он уповал на то, что Возрождение и Обновление России возможны на пути эстетического общественного сотворчества, смягчающего социальные различия.
1905 год стал годом издания прекрасно иллюстрированного сборника «Талашкино», прославившего «дело княгини Тенишевой, крепкое в неожиданном единении земляного нутра и лучших слоев культуры» (Н.К.Рерих). А в с. Талашкино мужики грозили поджогами, самовольно рубили лес и отказывались работать. Огромный народ России стремился не к созерцанию абстрактных принципов Красоты и Добра, а к реальной свободе, к реальной земле, к труду на себя.

Держава Рериха

«Держава Рериха» - так назвал Леонид Андреев мир, который создавал в своих полотнах Николай Константинович. Сочетание символической обобщенности и археологической достоверности рождало этот особый мир.
1906 год можно обозначить в творчестве Н.К.Рериха как год, открывший «державу Рериха» Европе. Частое появление его картин на отечественных и зарубежных выставках, отклики в печати, привлекавшие внимание к его общественной деятельности, свидетельствовали, что к художнику пришла известность.
С 1906 года Рерих работает над циклом, картин-легенд, в которых создает совокупный образ славянской предыстории: «Каменный век»; «Поморяне. Утро» (1906); «Человечьи праотцы» (1911); «Небесный бой» (1909); «За морями земли великие» (1910).
В новом цикле Рерих символически выражает свои представления о славянской архаике. Типично для этой серии полотно «Человечьи праотцы». Рерих воссоздает известный сюжет мирного соприкосновения природы и культуры: человек играет на свирели, а вокруг него на зеленеющих холмах расположились медведи, зачарованные волшебными звуками.
Современному обществу, смакующему эстетику декаданса, он противопоставил идиллический мир древних, где люди живут по законам добра и любви, в гармоническом единстве с природой. Художник считал, что путь к преобразованию действительности лежит не столько в преобразовании социально-экономических условий жизни, сколько в нравственном усовершенствовании и самосовершенствовании человека. Николай Константинович верил, что этой цели должно служить светлое, очищающее искусство, утверждающее мир идеального нравственно-эстетического бытия.
Рерих написал ряд исторических пейзажей, пытаясь донести до зрителя сущность религиозных представлений древних славян, одухотворявших природу, веривших в пророческие силы, влияющие на жизнь человека. Таковы картины «Вестник», «Веления неба», «Звездные руны», «Небесный бой».
Рерих-художник решал чисто живописные задачи, но Рерих-мыслитель, культуролог пребывал в поисках общности духовных ценностей древнего славянского и скандинавского мира. Николая Константиновича давно занимала проблема взаимоотношений культур славянских племен и северных народов. Но постепенно в эту сферу входил и Восток, о путешествии на который художник мечтал с детских лет. Он все более отдавался идее пройти тем самым путем, которым шли древние индо-европейские племена, хотел воспроизвести этот маршрут культурных взаимодействий. «Великая равнина России и Сибири - после доисторических эпох - явилась ареной для шествия всех переселяющихся народов», - писал художник. «Шествие переселяющихся народов», взаимовлияние Востока, России и Европы стали центром внимания художника. Каков же этот взгляд из России, по богатым и многообразным землям которой прошествовали и на которых осели переселяющиеся народы мира? Культурологические поиски художника привели его к переосмыслению фольклорного наследия, и в этом Рерих близок тем русским художникам, которые черпали эстетические ценности в фольклоре, в древнерусском искусстве, в народном творчестве, в искусстве «примитива» - в ранних формах развития искусства.
Среди художников, самозабвенно увлеченных самобытностью, национальным колоритом России, Рериха привлекали такие мастера, как Н.С.Гончарова и М.Ф.Ларионов. Обретя особые формы воплощения - своеобразного переселения в культурно-историческую эпоху «примитива», Ларионов и Гончарова утверждали новый для русского профессионального искусства тип художественного мышления - живописный неопримитивизм. Этот путь начался в 1906-1907 годах и вылился в мощное течение, демонстрирующее глубинные отечественные истоки, крепкие национальные корни.
Художники опирались на опыт крестьянского и городского изобразительного фольклора. Подражая фольклору, но не «цитируя» его в своих работах, они шли к воплощению тех эстетических принципов, которыми руководствовались народные мастера. В наивном взгляде на мир, в смелости видения ремесленника, рисующего яркую уличную вывеску, или ребенка, еще не скованного условностями художественного канона, Гончарова и Ларионов усматривали высшее проявление творческой свободы.
Рериха, однако, привлекало не только новое художественное сознание, но и та трактовка, которую давали эти художники искусству России. «Искусство моей страны - говорила Гончарова - несравненно глубже и значительнее, чем все, что я знаю на Западе. Я заново открываю путь на Восток, и по этому пути, уверена я, за мной пойдут многие... Мой путь лежит к первоисточнику всех искусств - к Востоку». По мнению неопримитивистов, Россия принадлежала Востоку в большей степени, нежели Западу, именно Восток давал России ее удивительную самобытность.
Вопрос взаимовлияния России и мировой культуры, общности и различий культур Востока и Запада, уникальности российского историко-культурного пути волновал не только неопримитивистов, но довольно большой круг художников и писателей XX века. В русской поэзии, в частности, это сказалось на творчестве В.Брюсова, К.Бальмонта, Н.Гумилева, А.Ахматовой. И Рерих пристально интересовался их исканиями. Возможно, благодаря Н. Гумилеву Рерих и обращается к осмыслению художественного опыта П.Гогена, одержимого сходными поисками. В Парижском художественном 'салоне были выставлены полотна этого крупнейшего французского художника, который основал свою мастерскую в тропиках - на островах Полинезии, на Таити, чтобы быть ближе к первозданной природе.

 далее...


 Циклы творчества:   Древо преблагое   Страж пустыни   Розовые горы   Меч Гэсера   Печоры   Знаки Христа


  Рекомендуем посетить сайты:

  »  Валка деревьев, обрезка сухого дерева: https://arbogarden.ru. - реклама;
  » Искусство создания вывески

"Всякое дело, даже самое очевидное, нуждается в действенном начале... Начало Общего Блага и Красоты творится во всяком размере, сохраняя свой животворный потенциал. Хотелось бы сердечно напутствовать всех наших сотрудников - каждый из них посильно в своих возможностях без промедлений и откладываний, в добрый путь!" (Н.К.Рерих)

www.roerih.ru, Николай Константинович Рерих, 1874-1947
Русский художник, философ, путешественник. E-mail - niko(a)roerih.ru


Rambler's Top100