На главную    

   Биография

   Живопись

   Хронология    

   Фото архив    

   В поисках    
   Шамбалы    

   "Зажигайте    
   сердца ♥ ♥"   

   Сердце Азии    

   Рерих в    
   Петербурге    

   Статьи о
   Рерихе    

   Статьи
   Рериха    

   Беликов    

   Князева    

   Гостевая

   Музеи

   Ссылки


Николай Рерих
   Николай Рерих
   1939 год




   

"Будет живо лишь то, в основу чего положена идея". Монография Людмилы Короткиной

  
   

Рерих в Петербурге:

Самое первое, самое ранее
2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9
10 - 11 - 12 - 13

Будет живо лишь то, в основу
чего положена идея
- 2 - 3 - 4
5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10

Из чудесных седых камней
прошлого стройте светлое
будущее
- 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7

Наша школа была поистине
школой народной
- 2 - 3
4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9

Несказанно радостно
вспоминать эпопею
Дягилева
- 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7

Поверх всяких Россий
есть одна незабываемая
Россия
- 2 - 3 - 4 - 5
6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11

   


Николай Константинович был очень растроган, услышав нечаянно мнение художников. «Знаете, - писал он Стасову, - на днях я чуть не расплакался, когда случайно услыхал разговор, что ее надо повесить на лучшее место. Разговаривающие не предполагали, что я слышу их. Это были хорошие минуты. Хотели шнурок к ней пристроить, чтобы публика не совалась близко, но говорят, что это лишнее, что моя манера письма сама оттолкнет на должное расстояние».
Картина написана широким, свободным мазком. Уже в эскизе художнику удалось создать впечатление таинственности. Этому способствует единство колорита, полумрак, скрадывающий очертания фигур. Художник достиг единства настроения при обобщенно решенных формах предметов. Уже в своих первых работах Рерих умел создать напряженный, эмоционально выразительный образ немногими средствами. Николай Константинович был согласен, однако, с замечанием Стасова относительно недостатков в рисунке. В письме к А.В.Половцову он писал: «В этой картине очень неудовлетворительна техника, масса пробелов в сочинении, но именно если что есть в ней - это историчность».
Свидетельством большого интереса художественной общественности к картине Рериха явился рисунок известного карикатуриста П.Е.Щербова, помещенный в сатирическом журнале «Шут». П.Е.Щербов подписывал свои карикатуры псевдонимом «Old judge» (в переводе с английского «Старый судья»). Рисунок был выполнен под впечатлением третьей весенней выставки и назывался так: «Идольское мольбище» на весенней выставке Академии художеств. 1899 г.» За основу была взята картина Рериха «Сходятся старцы». На месте идола был изображен А.И.Куинджи, а вокруг - его ученики, поджаривающие на огне одного из критиков. На первом плане представлен Рерих с балалайкой. От них в ужасе убегает скульптор Г.Р.Залеман, профессор Академии художеств, ревнитель строго академического профессионализма.
Все более многообразными становились контакты Рериха с художественной интеллигенцией Петербурга. У него завязываются новые дружеские связи, появляются новые знакомые. Владимир Васильевич представил своего молодого друга художницам-акварелисткам сестрам Шнейдер, работы которых выставлялись на петербургских акварельных выставках. Варвара Петровна и Александра Петровна Шнейдер интересовались русским народным творчеством, орнаментом, и их знания, считал Стасов, могли быть полезны Николаю Константиновичу. Рерих стал часто бывать у них (на Малой Мастерской улице, в доме № 3, дом сохранился). Художник особенно дружил с Варварой Петровной. Уезжая из Петербурга на раскопки, Николай Константинович переписывался с ней. Одно из его писем, шуточное, было написано в старославянском стиле: «Велечтимой об искусстве сестре Варваре недостойный инок Куинджитравной обители Никола земно челом бьет. Отчим преданием небрегуше, гордостью бесовскою обуян, удосужился аз мерзкий выехать из стольного, да обряжу древние честные погребения и разграблению их предам. И восста природа на мя, и бысть знамение: шел снег и град в день летний и ветер сносил мя и гром и убил в Красном Селе человека безвинна - меня ради».
В скромной квартире сестер бывали художники, ученые, литераторы. Иногда Николай Константинович проводил у Шнейдер целые дни. Присутствующие обменивались новостями художественной жизни, обсуждали последние книги русских и иностранных - преимущественно французских - писателей, говорили об искусстве. «Всегда уходишь от них и уносишь нечто свежее», - говорил Рерих.
Собирались в уютной гостиной сестер-художниц. По стенам висели рисунки и акварели, на столике лежал альбом-вопросник, какие были распространены во второй половине XIX века. Альбом издавался в Лондоне. Он назывался «Confessions. The album to Record Opinions, Thoughts, Feelings, Ideas, Peculiarities, Impressions, Characteristics of Frends» («Исповедь. Альбом для записи мнений, мыслей, чувств, идей, особенностей, впечатлений и характеристик друзей»). Подобный альбом принадлежал и семье Карла Маркса. Всем известны ответы на вопросы, которые давали члены семьи Маркса. Это была своеобразная анкета.
Альбом сестер Шнейдер был начат в 1886 году, а последняя его страница заполнена в 1906 году. За двадцать один год - почти четверть века - каких только гостей не перебывало в гостеприимной семье Шнейдер! Свои ответы в альбоме оставили восемьдесят человек. В их числе - ученый-индолог профессор Ф.И.Щербатский, историк литературы Ф.Д.Батюшков, художники В.А.Майков, В.В.Майков, А.В.Майков, Е.М.Бем, редактор журнала «Искусство и художественная промышленность» Н.П.Собко, ученый П.П.Семенов-Тян-Шанский, который на вопрос о любимом цвете ответил:
«Цвет неба и снежных вершин», а на вопрос «What is your present state of mind?» (Каково Ваше мировоззрение в настоящее время?) написал так: «Светлый взгляд на жизнь и непоколебимая вера в будущность России». Вопросы были на английском языке, гости отвечали по-русски.
Николай Константинович тоже включился в эту игру. Вот вопросы и ответы на них, данные Рерихом:
«Your favorite virtue (Наиболее ценимая Вами добродетель) - без покоя.
Your favorite qualities in man (Наиболее ценимые Вами черты в мужчине) - талант, определенная цель.
Your favorite qualities in woman (Наиболее ценимые Вами черты в женщине) - женственность.
Your favorite occupation (Ваше любимое занятие) - работа.
Your chief characteristic (Ваша собственная характеристика) - странник.
Your idea of hapiness (Ваше представление о счастье) - найти свой путь.
Your idea of misery (Ваше представление о несчастье) - быть непонятым.
Your favorite colour and flower (Ваш любимый цвет и цветок) - лиловый (ультрамарин, краплак, индийская желтая).
If not yourself, who would you be? (Если бы Вы не были тем, кто вы есть, кем бы вы хотели быть?) - путешественником-писателем.
Where would you like to live? (Где бы Вы хотели жить?) - на родине.
Your favorite poets (Ваши любимые поэты) - А.Толстой.
Your favorite prose authors (Ваши любимые писатели) - Л.Толстой, Гоголь, Рескин.
Your favorite painters and composers (Ваши любимые художники и композиторы) - Бетховен, Вагнер, Глинка, Бородин, Римский-Корсаков, В.Васнецов.
Your favorite heroes in real life (Ваши любимые герои в реальной жизни) - Леонардо да Винчи. Схимник.
Your favorite heroines in real life (Ваши любимые героини в реальной жизни) - Рерих поставил прочерк, оставив вопрос без ответа.
Your favorite heroes in fiction (Ваши любимые литературные герои) - Дон Кихот.
Your favorite heroines in fiction (Ваши любимые литературные героини) - Также поставлен прочерк.
Your favorite food and drink (Ваша любимая еда и питье) - квас, ростбиф (увы) недожаренный.
Your favorite names (Ваши любимые имена) - Елена, Татьяна, Нина, Ингегерда, Роман, Ростислав, Арсений.
Your pet aversion (Самый неприятный недостаток в людях) - пошлость и самодовольство.
What characters in history do you most dislike? (Какие исторические деятели для Вас особенно неприятны?) - Петр Великий.
For what fault have you most toleration? (К каким недостаткам Вы относитесь наиболее терпимо?) - увлечение (аффект).
Your favorite motto (Ваше любимое изречение) – «Вперед, без оглядки!»
Рерих сделал эту запись 31 мая 1900 года. Ему шел двадцать шестой год. Поражает удивительная цельность характера, сформировавшиеся взгляды, ясность цели. Если не художник - то «путешественник-писатель». Николай Константинович впоследствии соединил в себе и то и другое качество. Заслуживает внимания ответ о красках. Уже в юности, как видно из ответа, его любимые цвета были лиловый, ультрамарин, индийская желтая, краплак. Рерих рано почувствовал особенности цветов и их воздействие на человека. Цвета, которые он предпочитал, вызывали у него, несомненно, определенные ассоциации.

  далее...


 Циклы творчества:   Древо преблагое   Страж пустыни   Розовые горы   Меч Гэсера   Печоры   Знаки Христа

"Деятельность Рериха была подвигом во имя развития мировой культуры. История XX века, пожалуй, не знает имени другого художника, который сделал бы так же много в этой области, как он". (Валентина Князева)

www.roerih.ru, Николай Константинович Рерих, 1874-1947
Русский художник, философ, путешественник. E-mail - niko(a)roerih.ru


Rambler's Top100