"Есть что-то близкое, родственное у Николая Рериха и Афанасия Никитина во внутренней сущности, в главной направленности путешественников. Есть что-то созвучное и родное в их тяге к легенде, в рублевской мечте о мире правды и совершенства. И конечно, где бы ни пролегали их пути, как бы далеко ни занесла их беспокойная душа, она была полна нежной привязанности к родным снегам и зеленым рощам берез, светлой тоски по России". Алексей Окладников, академик
"Рериха можно сравнить с гигантским деревом, пустившим корни глубоко в одном месте, а свои великолепные ветви раскинувшим широко кругом - по всему миру. Из всех современных народов русские имеют, быть может, самых величайших гениев искусства, и если есть какой-либо великий Ренессанс искусства, в глубоком значении Парфенона, то выявление его выпало на долю России. Русскость Рериха не случайна и соединена с его непрерывным маршем по всему миру". Барнет Д.Конлан, писатель (Франция)
Историю русского народа Рерих рассматривал, как историю ратных; подвигов, самопожертвований на благо своей земли, военных побед, строительства и прогресса. «В грозе и молнии кует народ русский славную судьбу свою. Обозрите всю историю русскую. Каждое столкновение обращалось в преодоление... Потрясения лишь вздымали народную мощь, накопленную и схороненную, как силушка Ильи Муромца».
В своих батальных картинах Рерих утверждал величие русского духа, красоту народного подвига Он видел прямую связь военных побед наших предков с воинскими подвигами солдат Красной Армии. Обращаясь к истории, он не порывал с современностью, наоборот, стремился показать, что военная доблесть - неотъемлемое а непреходящее качество русского народа, присущее ему с незапамятных времен.
Оборона Родины. В это понятие Рерих вкладывал многое - все то, что делается ей на пользу. Оборонять можно и средствами искусства.
В годы второй мировой войны Рерих писал: «Проникло глубоко сознание, что оборона Родины повсюду - и на полях битв, и на полях труда. Всюду тот же священный порыв, победный, неукротимый. Живы в памяти-герои - Кутузов, Суворов, Минин, Пожарский, Александр Невский...»
Вторжение фашистов на территорию СССР потрясло Рериха. Под впечатлением происходящею на Родине в его представлении с новой силой возникают образы русских героев, боровшихся за независимость Отчизны. В тот период он создает полотна: «Партизаны», «Настасья Микулична»,. «Единоборство Мстислава с Редедей», «Борис и Глеб», «Александр Невский», «Ярослав», «Мстислав Удалой», «Богатыри проснулись».
Живя за рубежом, Рерих защищал Родину от клеветы и нападок, прославлял ее народ, умножал число ее друзей, тем самым нажив себе немало врагов. И в своих детях он воспитал любовь к России.
B 1941-1944 годах Рерих устраивал в городах Индии выставки своих картин, направляя вырученные от их продажи деньги в фонд советского Красного Креста и на нужды Красной Армии. Его младший сын, Святослав, не только активно помогал в сборе денежных средств, но и выступал в лекториях и по радио с патриотическими речами.
В 1942 году по инициативе Рериха а его американских сотрудников - 3.Г.Фосдик, Д.Фосдик, К.С.Кэмпбел и др. - в Нью-Йорке была создана Американо-Русская культурная ассоциация (АРКА), призванная служить делу взаимопонимания народов двух великих держав. Среди сотен» активных членов этой ассоциации были известные деятели искусства и науки, в том числе Э.Хемингуэй, Ч.Чаплин, Р.Кент.
В первые месяцы войны художник создает полотно «Князь Игорь». Зловещая, переходящая в синеву желтизна неба. Темный круг с золотым5 ореолом: затмение. Силуэты ратников с хоругвями, в полном боевом облачении. Справа, на коне, князь Игорь. Смотрит он на полки, на померкнувшее солнце, на далекую линию горизонта. Там где-то, впереди, - вражеские орды. Там ждут его войско грозные испытания...
В светлые весенние дни победы над гитлеровцами Рерих пишет радостную, красочную «Весну священную», полную звучных, мелодичных линий, свежести, жизнеутверждения.) Под звуки свирелей нарядные девушки исполняют вдохновенный и торжественный танец.
Многие статьи Рериха патриотического содержания из Индии доходили через ВОКС и до Москвы. За год до окончания войны он писал в очерке «Русский век»:
«Произошло явление, неслыханное в истории человечества. Друзья всемирно наросли. Враги ахнули и поникли. Злые критиканы прикусили свой ядовитый язык. Не только преуспела Русь на бранных полях славы, но она успела в трудах и среди военных тягот, стала теперь же строиться и ковать прекрасное будущее».
"Рериха можно сравнить с гигантским деревом, пустившим корни глубоко в одном месте, а свои великолепные ветви раскинувшим широко кругом - по всему миру. Из всех современных народов русские имеют, быть может, самых величайших гениев искусства, и если есть какой-либо великий Ренессанс искусства, в глубоком значении Парфенона, то выявление его выпало на долю России. Русскость Рериха не случайна и соединена с его непрерывным маршем по всему миру". (Барнет Д.Конлан)
www.roerih.ru, Николай Константинович Рерих, 1874-1947 Русский художник, философ, путешественник. E-mail - niko(a)roerih.ru