На главную    

   Биография

   Живопись

   Хронология    

   Фото архив    

   В поисках    
   Шамбалы    

   "Зажигайте    
   сердца ♥ ♥"   

   Сердце Азии    

   Рерих в    
   Петербурге    

   Статьи о
   Рерихе    

   Статьи
   Рериха    

   Беликов    

   Князева    

   Гостевая

   Музеи

   Ссылки


Николай Рерих
   Николай Рерих
   1939 год




   

Николай Рерих. Зажигайте сердца. Глава пятая. Оборона Родины

  
   

Зажигайте сердца!

Вступление
Книга большого пути
Глава первая
Глава вторая
Глава третья
Глава четвертая
Глава пятая
Оборона
Русский язык
Друзьям-художникам
Не замай!
Великому народу русскому
Красный флаг
Первое мая
Оборона Родины
В грозе и молнии
По заслугам
Подвиг
Четверть века
О будущем
Слава
«Огонь - на меня!»
«Новый мир»
В Москву
Сердце
Победа
Друзьям
Глава шестая
Глава седьмая
Глава восьмая

   


"Есть что-то близкое, родственное у Николая Рериха и Афанасия Никитина во внутренней сущности, в главной направленности путешественников. Есть что-то созвучное и родное в их тяге к легенде, в рублевской мечте о мире правды и совершенства. И конечно, где бы ни пролегали их пути, как бы далеко ни занесла их беспокойная душа, она была полна нежной привязанности к родным снегам и зеленым рощам берез, светлой тоски по России".
Алексей Окладников, академик

"Рериха можно сравнить с гигантским деревом, пустившим корни глубоко в одном месте, а свои великолепные ветви раскинувшим широко кругом - по всему миру. Из всех современных народов русские имеют, быть может, самых величайших гениев искусства, и если есть какой-либо великий Ренессанс искусства, в глубоком значении Парфенона, то выявление его выпало на долю России. Русскость Рериха не случайна и соединена с его непрерывным маршем по всему миру".
Барнет Д.Конлан, писатель (Франция)

Историю русского народа Рерих рассматривал, как историю ратных; подвигов, самопожертвований на благо своей земли, военных побед, строительства и прогресса. «В грозе и молнии кует народ русский славную судьбу свою. Обозрите всю историю русскую. Каждое столкновение обращалось в преодоление... Потрясения лишь вздымали народную мощь, накопленную и схороненную, как силушка Ильи Муромца».
В своих батальных картинах Рерих утверждал величие русского духа, красоту народного подвига Он видел прямую связь военных побед наших предков с воинскими подвигами солдат Красной Армии. Обращаясь к истории, он не порывал с современностью, наоборот, стремился показать, что военная доблесть - неотъемлемое а непреходящее качество русского народа, присущее ему с незапамятных времен.
Оборона Родины. В это понятие Рерих вкладывал многое - все то, что делается ей на пользу. Оборонять можно и средствами искусства.
В годы второй мировой войны Рерих писал: «Проникло глубоко сознание, что оборона Родины повсюду - и на полях битв, и на полях труда. Всюду тот же священный порыв, победный, неукротимый. Живы в памяти-герои - Кутузов, Суворов, Минин, Пожарский, Александр Невский...»
Вторжение фашистов на территорию СССР потрясло Рериха. Под впечатлением происходящею на Родине в его представлении с новой силой возникают образы русских героев, боровшихся за независимость Отчизны. В тот период он создает полотна: «Партизаны», «Настасья Микулична»,. «Единоборство Мстислава с Редедей», «Борис и Глеб», «Александр Невский», «Ярослав», «Мстислав Удалой», «Богатыри проснулись».
Живя за рубежом, Рерих защищал Родину от клеветы и нападок, прославлял ее народ, умножал число ее друзей, тем самым нажив себе немало врагов. И в своих детях он воспитал любовь к России.
B 1941-1944 годах Рерих устраивал в городах Индии выставки своих картин, направляя вырученные от их продажи деньги в фонд советского Красного Креста и на нужды Красной Армии. Его младший сын, Святослав, не только активно помогал в сборе денежных средств, но и выступал в лекториях и по радио с патриотическими речами.
В 1942 году по инициативе Рериха а его американских сотрудников - 3.Г.Фосдик, Д.Фосдик, К.С.Кэмпбел и др. - в Нью-Йорке была создана Американо-Русская культурная ассоциация (АРКА), призванная служить делу взаимопонимания народов двух великих держав. Среди сотен» активных членов этой ассоциации были известные деятели искусства и науки, в том числе Э.Хемингуэй, Ч.Чаплин, Р.Кент.
В первые месяцы войны художник создает полотно «Князь Игорь». Зловещая, переходящая в синеву желтизна неба. Темный круг с золотым5 ореолом: затмение. Силуэты ратников с хоругвями, в полном боевом облачении. Справа, на коне, князь Игорь. Смотрит он на полки, на померкнувшее солнце, на далекую линию горизонта. Там где-то, впереди, - вражеские орды. Там ждут его войско грозные испытания...
В светлые весенние дни победы над гитлеровцами Рерих пишет радостную, красочную «Весну священную», полную звучных, мелодичных линий, свежести, жизнеутверждения.) Под звуки свирелей нарядные девушки исполняют вдохновенный и торжественный танец.
Многие статьи Рериха патриотического содержания из Индии доходили через ВОКС и до Москвы. За год до окончания войны он писал в очерке «Русский век»:
«Произошло явление, неслыханное в истории человечества. Друзья всемирно наросли. Враги ахнули и поникли. Злые критиканы прикусили свой ядовитый язык. Не только преуспела Русь на бранных полях славы, но она успела в трудах и среди военных тягот, стала теперь же строиться и ковать прекрасное будущее».

  далее...


 Циклы творчества:   Древо преблагое   Страж пустыни   Розовые горы   Меч Гэсера   Печоры   Знаки Христа

"Рерих использовал легенду в своем творчестве, как Мусоргский использовал народную песню. Когда творчество воплощает чувства человечества, в нем выражаются интересы всего мира". (Гамильтон Истерфилд)

www.roerih.ru, Николай Константинович Рерих, 1874-1947
Русский художник, философ, путешественник. E-mail - niko(a)roerih.ru


Rambler's Top100