"Прекрасны слова Рериха, обращенные к молодежи, к созидателям в строителям будущего мира: «Вам, молодежи, предстоит одна из наиболее сказочных работ - возвысить основы культуры духа, заменить механическую цивилизацию - культурой духа; творить и создавать».
Он говорил о «веселом труде», как основе будущего развития, о том, что «в основе переустройства мира будут труд, творчество».
Враг всякого застоя, шаблона, бездействия, Рерих свое отношение к задаче жизни определил поистине бессмертными словами: «Спросят: как перейти жизнь? - Отвечайте: как по струне бездну - красиво, бережно и стремительно». В этих словах, как в мажорном аккорде, звучит исповедание жизни Рериха". Владимир Энгельгардт, академик
"Восходы и закаты солнца описать трудно - Рерих в натуре», - такая запись есть в моем дневнике, который я вел в полете на борту космического корабля «Союз-9» 1-19 июня 1970 года.
И смотря на рериховские картины, я вновь вижу нашу голубую планету из космоса.
Николай Константинович Рерих всегда поражал меня и моих друзей-космонавтов удивительно своеобразным восприятием нашей родной Земли и передачей той горячей любви к ней, которая чувствуется в его картинах.
Он поражает нас своей пылкой любовью к Человеку и Человечеству, к его духовному и культурному наследию; он поражает удивительным философским и мудрым содержанием его критериев: разума, любви, мира.
Великое бесценно и не имеет прошлого, оно есть сегодня, оно есть всегда, во все времена будущего. И его значимость со временем растет". Виталий Севастьянов, космонавт
Будущее - это молодость. На понятие «молодость» Рерих имел свой взгляде могут быть молодые старики и дряхлые юноши. Молодость тогда молодость, когда служит общему благу, общим делам. Когда труд для нее - каждодневная потребность. Труд не только любимый, но и желанный, потому что «любить труд любимый совсем не трудно».
Уже в самых ранних письмах Рериха, хранящихся в Отделе рукописей Третьяковской галереи, часто можно прочитать о его сердечном отношении к детям, к молодежи. Будучи по натуре и по призванию педагогом, художник вполне закономерно приходит к преподавательской деятельности.
Один из его бывших учеников по Школе Общества поощрения художеств, эстонский художник и публицист Ян Вахтра вспоминал: «Мне не приходилось встречать более участливого и доброжелательного педагога, чем Николай Рерих.
В каждой работе, даже самой слабой, он умел находить что-либо позитивное и таким образом побуждал к работе даже тех, кто терял веру в свои способности...
По своей внешности и манере держаться он походил скорее на духовного наставника, чем на художника».
Рерих всегда радовался, если видел на выставках своих произведений детей, молодежь. Он обращался к общественности: «Откройте в школах пути к творчеству, к великому искусству. Замените пошлость и уныние радостью и прозрением.
Развивайте инстинкт творчества с самых малых лет ребенка, уберегите его от гримасы жизни. И дайте ему счастливую, смелую жизнь, полную деятельности и светлых достижений».
Он обращался к творческой молодежи: «Веселей любите груд... Дайте радость и кому-то, Вам неведомому. Дать радость - это как увидать восход солнца. Будьте проще и любите природу».
Ратуя еще в начале века за охрану памятников старины, Рерих призывал опять-таки молодежь: «Пора вербовать новые молодые силы в кружки ревнителей старины, пока, наконец, этот порыв не перейдет в национальное творческое движение, которым так сильна всегда культурная страна».
Пакт Мира художник посвятил «племени младому». «Пакт по защите культурных ценностей, - писал он, - нужен не только как официальный орган, но как образовательный закон, который с первых школьных дней будет воспитывать молодое поколение с благородными идеями о сохранении ценностей человечества».
Свои картины Рерих адресовал не только современникам: мысленно он видел их в музеях и галереях будущего. И не ошибался - слава художника с годами лишь возрастает. Этой славой обусловлен и огромный интерес ко всем остальным граням творчества Рериха, в первую очередь к его литературному наследию. В Рерихе неразрывно соединились творец и мыслитель.
Поэтому так умно и действенно его искусство. Поэтому так интересны и поучительны его высказывания и советы, говорит ли он о труде или книжном собирательстве, о реализме или звучании народов.
«Пусть познавание чужих стран лишь приведет к Родине» - так сформулировал Рерих один из своих заветов. Как все другие, этот завет - не для красного словца, не «мудрая мысль», рожденная тишиной кабинета. Все, что утверждает Рерих, испытано им самим за годы, десятилетия, за всю его жизнь.
Никогда не порывая с Родиной, работая на ее благо вдали от ее рубежей, он с чистым сердцем шел к ней, и только смерть помешала ему свидеться с Отчизной.
Гуманист, общественный деятель, писатель, педагог, художник, Николай Константинович Рерих - явление исключительное в культурной и общественной жизни XX столетия. Перешагнув за грань нашего века, его искусство останется близким многим будущим поколениям людей.
"Если живописец с фотографической точностью запечатлевает на картине какой-нибудь пейзаж, или предмет, то этот способ искусства называется репродуктивным. Здесь даже цветная фотография превзошла человека. Настоящее искусство должно быть не фотографичным, а творческим, когда в творение вкладывается идея. Такое искусство переживает века." (Н.К.Рерих)
www.roerih.ru, Николай Константинович Рерих, 1874-1947 Русский художник, философ, путешественник. E-mail - niko(a)roerih.ru