"Лучи просвечивали через земную атмосферу, горизонт стал ярко-оранжевым, постепенно переходящим во все цвета радуги: к голубому, синему, фиолетовому, черному. Неописуемая цветовая гамма! Как на полотнах художника Николая Рериха". Юрий Гагарин, космонавт
Из бортжурнала, 12 апреля 1961 года
"В особенности люблю раннего Рериха, - он для меня как бы полное сладостных и пророческих видений окно детства - собственно моего и - моего народа. И всегда были близки мне его мысли и мечтания о свободном от зла и непогоды, светлом и чистом человечестве, - но еще ближе его страх утерять некое вечное сокровище, которое мы постепенно, незаметно и запросто разучиваемся ценить". Леонид Леонов, писатель
"Живопись Н.Рериха «неканоническая». Но искусство - не ремесло. Оно не признает канонов. Искусство есть открытие - видение мира, не всеми обнаруживаемое.
Н.Рерих открыл людям красоту подвига и красоту гор. Кто видел наш Памир или Тибет, тот понимает, насколько реальны фантастические полотна Рериха. В них есть и другая сверхважная черта - они мудры. Они настойчиво напоминают нам, что суета - не лучшая форма жизни". Дмитрий Блохинцев, академик
Николай Константинович Рерих родился 27 сентября (9 октября) 1874 года в Петербурге. Его отец, Константин Федорович, был известным нотариусом, прогрессивным общественным деятелем, принимавшим участие в подготовке реформы по освобождению крестьян; состоял членом Вольно-экономического общества возглавлял петербургское Общество имени Тараса Шевченко.
Мать художника, Мария Васильевна, урожденная Калашникова, была коренной псковитянкой. Род Рерихов древнескандинавский, обосновавшийся в России при Петре I.
Лучшие детские и юношеские воспоминания Рериха связаны с поместьем отца Изварой под Петербургом, в сорока верстах от Гатчины. Здесь будущий художник приобщился к природе, которая, как он сам признавался, заменяла ему все. Глубокая и нежная любовь к рощам и лесным озерам, сумрачным оврагам и залитым солнцем холмам, к облакам и звездам определила характер и направление творчества Рериха.
Атмосфера родительского дома была для развития мальчика благоприятна: богатая библиотека, стремление родителей приобщить детей к естественным наукам, истории, литературе, музыке, встречи с Д.Менделеевым, монголоведами А.Позднеевым и К.Голстунским, юристом и историком К Кавелиным и многими другими известными современниками.
Первым на художественную одаренность мальчика обратил внимание друг семьи Рерихов известный скульптор и график М.О.Микешин. Он же, по сути дела, стал и первым его учителем. Однако Рерих - старший видел в сыне будущего юриста, а не художника и рассчитывал со временем передать ему свою нотариальную контору.
Мальчиком рано завладела романтика старины. Этому способствовало чтение книг о Ледовом побоище, Куликовской битве, про изгоя Ростислава, Сергия Радонежского, Минина и Пожарского, Суворова, Кутузова... Они поведали Рериху о героической истории народа и заложили глубокую основу его любви к родному прошлому.
С малых лет приобщился он к театру. Сохранились программы пьес, поставленных на гимназической сцене, в которых играл Рерих: Жевакина в «Женитьбе» Н.Гоголя, Васю, племянника Смурова, в «Утре молодого помещика» А.Островского и других. Столь же рано вошла в жизнь Рериха музыка, которую он тонко чувствовал и понимал; позже он даже собирал народные песни. Все это оказало большое влияние на его творчество.
Рериху было десять лет, когда в Извару приехал известный археолог Л.Ивановский для проведения исследований в ее богатых историческим прошлым окрестностях. Ученый брал мальчика на раскопки, которые произвели на него огромное впечатление. Археология навсегда стала для Рериха источником творческого вдохновения, средством проникновения сквозь «вековой туман в тридесятое царство».
Он участвовал в раскопке множества курганов и древних городищ в разных местах России, сопровождая исследования массовыми опросами крестьян, изучением местных обычаев, преданий, поверий я обобщая богатейшие материалы в книгах, статьях, лекциях. На склоне лет художник писал: «Какая это живая, нужная для всех соображений наука - археология».
В 1883 году Рерих успешно выдержал экзамены в одну из лучших частных гимназий Петербурга - гимназию фон Мая. К.И.Май был опытным педагогом, любовью к географии Рерих во многом обязан был ему. До шестого класса Рерих проходил весь школьный курс на немецком языке. Его соучениками были будущие известные художники А.Бенуа и К.Сомов.
Окончив в 1893 году гимназию, Рерих поступает сразу в два высших учебных заведения - Академию художеств и университет. Отец настоял на юридическом факультете, хотя юноше был гораздо желаннее исторический; однако лишь при этом условии ему было разрешено держать экзамены и в Академию художеств.
Время поступления в академию оказалось удачным: именно в 1893 году главную роль в старейшем учебном заведении России стали играть художники-передвижники. Репин возглавил мастерскую исторической живописи, A.Куинджи - пейзажной, А.Кившенко - батальной, В.Маковский - жанровой. В состав членов академии вошли также В.Суриков, В.Поленов, B.Васнецов, М.Антокольский, В.Беклемишев.
Теперь студенты могли выбирать себе руководителей по своим вкусам и наклонностям.
Здесь, в Академии художеств, нашел себе Рерих «учителя не только живописи, но и всей жизни» - Архипа Ивановича Куинджи.
Всего три года преподавал Куинджи в академии. За эти три года его школу прошли будущие замечательные художники - Н.Рерих, А.Рылов, К.Богаевский, В.Пурвит, Ф.Рущиц, А.Борисов, И.Химона, Я.Латри и другие.
Что же было характерным для школы Куинджи? Подлинное творчество, считал учитель, немыслимо без яркой индивидуальности. Поэтому развитие и оберегание творческой индивидуальности учеников было для Куинджи постоянной заботой.
Обучение творчеству под руководством Куинджи основывалось на самом пристальном и кропотливом изучении природы. Однако учитель протестовал против непосредственного использования во время работы над картиной написанных с натуры этюдов: для картины, по его убеждению, годилось только то, что запечатлелось в памяти.
Искусство и жизнь Куинджи рассматривал как одно целое. Он не мог себе представить, чтобы среди художников были люди непорядочные или пассивные и чтобы искусство не было народным и общедоступным.
Ученики Куинджи стремятся выразить свое отношение к изображаемому широко, масштабно, энергично. Открытые, звучные тона, уверенное письмо отличают творческую манеру многих из них, так же как и склонность к эпическому показу природы.
Поразительна эволюция творчества Рериха за время учебы в академии - от совсем ученических рисунков и этюдов до дипломной картины «Гонец. Восстал род на род».
С благодарностью вспоминал Рерих и другого своего учителя - французского художника Фернана Кормона, известного своими монументальными картинами на исторические темы. «У вас, в России, так много прекрасного и характерного, и ваш долг, русских художников, почувствовать и сохранить это», - говорил Кормон Рериху, крепко запомнившему его наказ.
Это было в 1900-1901 годах в Париже, по возвращении из которого Рерих выступил с полотнами «Заморские гости» и «Идолы», ставшими вскоре популярными.
Художественные особенности этих картин, выразительных по композиции, лаконичных по рисунку, декоративных по цвету, крепко связаны с народным искусством, с национальными традициями русской живописи. Они стали первыми произведениями, в которых так ясно определились основные черты творческой манеры зрелого Рериха.
Осенью 1901 рода произошло в жизни Рериха знаменательное событие: его женой стала Елена Ивановна Шапошникова, правнучка полководца М.И.Кутузова, двоюродная племянница композитора М.П.Мусоргского. Ладой - ласковым древнерусским словом, означающим милая, любезная, звал ее Николай Константинович.
Елена Ивановна была не только его верным другом и помощником, но в какой-то степени соавтором многих работ: вместе они намечали новые темы, обсуждали начатые художником полотна.
В творчестве Рериха изобразительное искусство и литература нерасторжимы, они часто объясняют и дополняют друг друга. Он написал множество стихов, сказок, притч, очерков, фельетонов, статей. Его так называемые «листы дневника» - колоритные по слогу, образные и лаконичные повествования, в совокупности составляющие как бы одно большое мозаичное произведение, цельное и законченное.
Тяга к литературному творчеству проявилась у Рериха очень рано, в детские годы. Став известным художником, он продолжал выступать и как писатель. Первое время он по нескольку раз перерабатывал черновики рукописей; с годами стал писать сразу набело, редко потом изменяя написанный текст.
И это не потому, что стал к себе менее требовательным: Рерих заранее вынашивал, продумывал до деталей будущее произведение - как литературное, так и художественное; он обладал замечательной памятью и, начиная работать, видел внутренним взором свое будущее произведение уже законченным.
"Каждая картина имеет два воплощения - к внешнему воплощению имеет свою невидимую огненную оболочку, как и все в этом мире. Степень огненности картины зависит от чистоты и огненности духа творца. Художник и творение его рук связаны незримой нитью. Этот невидимый двойник воздействует через своё внешнее выражение. Велика сила воздействия на сознание истинного произведения искусства." (Н.К.Рерих)
www.roerih.ru, Николай Константинович Рерих, 1874-1947 Русский художник, философ, путешественник. E-mail - niko(a)roerih.ru