Теперь все знают, что старая русская икона есть ценнейший примитив.
Весь мир ознакомился с этими нашими сокровищами и единодушно восхитился также и со стороны чисто художественной.
Это признание произошло в течение последних тридцати лет. Но еще в 1900 году дело - обстояло совершенно иначе.
Для одних икона была священным предметом, который из почитания можно наглухо забить гвоздями в золотой или серебряный оклад.
Нам приходилось видеть чудесную живопись, забитую гвоздями, и варварство это происходило от почитания.
Для других икона была какой-то кустарщиной, а прекрасные мастера-иконописцы презрительно назывались «богомазами».
Когда мы ездили по Руси для ознакомления с фресками старых соборов и с чудесною иконописью, на нас смотрели, как на чудаков.
Один злой человек даже написал, что скоро весь обиход по нашим рисункам будет по «мотивам Чуди и Мери».
На такие наскоки мы отвечали, что пройдет несколько лет и те же хулители будут восхищаться якобы вновь открытыми русскими примитивами.
Восхищение это будет не только на страницах научных трактатов по истории искусства, но будет оно в лучших художественных опенках.
Мы прибавляли: «И завопят и заохают, - будем их вопление пророчествовать». Так и случилось.
Вдруг сделалось принятым ездить по старым монастырям, заботиться о восстановлении древних фресок и восхищаться новгородским, киевским и московским иконным письмом.
Открылись глаза на ценнейшую художественную сторону иконописания - вдруг оказалось, что из среды народной постоянно выходили истинные художники.
Одни из них оставили нам имена свои, но большинство прошло безымянно, а ведь и они, эти «знаемые и незнаемые», «писанные и неписанные», были отличными мастерами.
Когда-то нам говорили, что только иноземцы научили русских иконников. Преемственность всегда была и во всем, и нам нечего отказываться от наследий Византии, Востока и Италии.
Но никто не скажет, что такие великолепные мастера, как Симон Ушаков, Рублев, Данило Черный «со товарищи» не были исконно русскими дарованиями. Расширились страницы русской истории искусства.
Оказалось, что вовсе не от основания Академии художеств, но от глубокой древности русский народ уже может гордиться своими художниками, настоящими мастерами, которые с великим искусством изукрашали стены храмов и палат.
Лист дневника № 60
1938 г.
Вижу я!
В землю копье мы воткнем.
Окончена первая битва.
Оружье мое было крепко.
Мой дух был бодр и покоен.
Но в битве я, мальчик, заметил,
что блеском цветов ты отвлекся.
Если мы встретим врага,
ты битвой, мальчик, зажгися,
в близость победы поверь.
Глазом стальным, непреклонным
зорко себя очерти,
если битва нужна,
если в победу ты веришь.
Теперь насладимся цветами.
Послушаем горлинки вздохи.
Лицо в ручье охладим.
Кто притаился за камнем?
К бою! Врага вижу я!
1916 г.
Не считай
Мальчик, значения ссоре не придавай.
Помни, большие - странные люди.
Сказав друг о друге самое злое,
завтра готовы врагов друзьями назвать.
А спасителю-другу послать обидное слово.
Уговори себя думать, что злоба людей неглубока.
Думай добрее о них, но врагов и друзей не считай!
1916 г.
"Среди жалких груд обесцененных денег человечество обрело бесценное сокровище мирового значения. Любовь, Красота и Действие - вот формула вселенского языка. Эта формула, пока что принадлежащая лишьискусству и сцене, должна войти в каждый дом... Красота и любовь откроет все священные врата. Красотою побеждаем. Красоте слагаем стихи. Красотою объединяемся. И, чуя путь истины, мы с улыбкой встречаем грядущее." (Н.К.Рерих)
www.roerih.ru, Николай Константинович Рерих, 1874-1947 Русский художник, философ, путешественник. E-mail - niko(a)roerih.ru