На главную    

   Биография

   Живопись

   Хронология    

   Фото архив    

   В поисках    
   Шамбалы    

   "Зажигайте    
   сердца ♥ ♥"   

   Сердце Азии    

   Рерих в    
   Петербурге    

   Статьи о
   Рерихе    

   Статьи
   Рериха    

   Беликов    

   Князева    

   Гостевая

   Музеи

   Ссылки


Николай Рерих
   Николай Рерих
   1939 год




   

Книга большого пути. Николай Тихонов о творчестве Рериха

  
   

Зажигайте сердца!

Вступление
Книга большого пути
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Глава первая
Глава вторая
Глава третья
Глава четвертая
Глава пятая
Глава шестая
Глава седьмая
Глава восьмая

   


Некоторым казалось, что в творчестве Рериха есть что-то от мистицизма. Он гневно отвергал это, говоря: «Для невежд, вероятно, любое научное открытие есть мистицизм и сверхъестественность». В 1946 году он пишет: «Обратимся к великому кличу народа русского: учиться, учиться, учиться». «Народ русский привык побеждать. Герои высоко подняли Знамя Победы. Никто не отнимет его. А за ним развеваются Знамя Мира, Знамя Культуры, и герои труда в подвиге укрепят стяг всенародный. Экое славное русское слово: «Подвиг». В нем и движение, и творчество, и преуспеяние. Именно русскому народу довлеет подвиг». И в своем живописном искусстве он прям и суров. Он стоит за реализм. Почему? «Истинный реализм отображает сущность вещей. Для подлинного творчества реализм есть исходное восхождение... Упаси от абстрактных закоулков... Видали жилища, увешанные абстракциями. Жуткие предвестники. Довольно! Человечество ищет подвига, борется, страдает. Сердце требует песнь о прекрасном... Сердце творит в труде, в искании высшего качества... Художники могут поднять знамя героического реализма».

Он - неустанный, труженик. Он требует от мастера ежедневного труда творческой мысли. Должен быть «Марафон творчества! Марафон труда». Он проповедует бесконечность труда: «В делании, в творении, в работе мысли Вы и остаетесь молодыми и Вас хватит на все полезное». Вот почему ему так нравится трудолюбие Горького. И по поводу его кончины он написал замечательные слова, так кончив речь: «От имени Лиги Культуры принесем наши искренние чувства памяти Горького, которая прочно и ярко утвердится в Пантеоне Всемирной Славы». Он сам - великий путешественник. Сначала он избирал дороги по России, потом по Европе. Он бывал и в Латвии, и в Литве, и в Эстонии, и на Украине еще до Октября. Позже уже из своего индийского далека, из-под Гималайских ледяных и снежных стен, он записывает в раздумье в 1947 году: «Вспомним лучшие слова о всех народах великой семьи Всесоюзной. Пусть ничто злое не коснется всенародного строительства. Да осенит труд братский творческие достижения. Украине - любовь и привет. От Гималаев сердечный привет Всесоюзным народам!»
Исполнилась давно мечта - увидеть Индию, ее народы, ее жизнь, войти в ее философию, понять, чем живы эти люди, такие близкие его сердцу и всему русскому...
Рерих родился в Петербурге. В юности жил около Гатчины, в имении, носившем название почти индийского звучания - Извара. Говорят, что во времена Екатерины там неподалеку жил какой-то индийский раджа. Тяготение к Индии началось издалека. В его записях-листах давно отмечено: «Все, что касается Индии, от орудий быта, строительства до корней речи - все это было так близко нашим истокам. Во всем чувствовалось единство начального пути». «Через Византию грезилась нам Индия». «Много сходства с российскими равнинами и возможностями. Путешественники замечают это. Сами индусы чувствуют себя на Руси, как дома, и русские в Индии тоже».

В 1923 году Рерихи увидели Индию воочию. Здесь начинается великая дружба с удивительной, многообещающей, волшебной страной, в которой Рерих проведет семнадцать лет своей жизни. Индийская философия, деятели национального движения, мудрецы, писатели - передовые люди пробуждающейся Индии, а также древние книги и песни, скульптура и живопись - все привлекало Рериха и побуждало еще больше углубиться в страны, лежащие за Гималаями, чтобы познать великие откровения пустынь. Рерих встречал огромный интерес к России, уже строившей социализм. Индийские друзья охотно помогали Рериху прокладывать пути дружбы с советским народом. Он собирался проникнуть в область, в которую в свое время проникали частично русские исследователи, такие, как прославленный Пржевальский и шедший по его стопам Козлов. В 1924 году экспедиция Рериха странствует по Сиккиму и Бутану, а в 1925 - 1928 годах Рерих уже переносит трудное, грозившее всякими опасностями путешествие по Центральной Азии, приезжает в Москву, на обратном пути захватывает Алтай и Бурятскую АССР.
Он основывает институт научных исследований «Урусвати» в долине Кулу в Западных Гималаях, где теперь его постоянный дом и научно-исследовательская работа. Отсюда он исследует все окрестности. Отсюда он выезжает дважды в Европу и в Америку и совершает большую научную экспедицию в Северный Китай и Внутреннюю Монголию.
Трудности, перенесенные во время больших путешествий, закалили художника, придали его картинам новое звучание, а горы явились в них, по его признанию, одушевленными великанами, где человек постигает все величие земли, наполняет поэтической сущностью окружающий мир.
«Если простота выражения, ясность желания будут соответствовать неизмеримости величия Космоса, то это путь истинный, и этот Космос не тот недосягаемый Космос, перед которым только морщат лоб профессора, но тот великий и простой, входящий во всю нашу жизнь, творящий горы, зажигающий миры-звезды на всех неисчислимых планах».
Краски его картин теперь зажигаются особенно ярко, горный пейзаж наполняется фигурами легенд, силуэтами давно живших борцов за свободу и раскрепощение людей. Он всесилен показывать все живое: людей и зверей, облака и облачные дива, потоки света и ожидание чуда. Недаром он в путешествиях, в одиночестве ледников наблюдал игру туч и закаты, огненным плащом одевающие льды, видел одинокого всадника и сверкание дружин, проходящих на неведомые битвы.

  далее...


 Циклы творчества:   Древо преблагое   Страж пустыни   Розовые горы   Меч Гэсера   Печоры   Знаки Христа


  Рекомендуем посетить сайты:

  » 

"Никто не осмелится сказать, что Гималаи - это теснины и мрачные врата, никто не произнесет там слово - однообразие. Целая часть слов будет позабыта, когда вы войдете в царство гималайских снегов. И будет оставлена именно мрачная и скучная часть словаря." (Н.К.Рерих)

www.roerih.ru, Николай Константинович Рерих, 1874-1947
Русский художник, философ, путешественник. E-mail - niko(a)roerih.ru


Rambler's Top100