|
В кабинете
|
|
|
Славянская серия продолжается в картинах Город строят (1902), Строят храм (1904), Славяне на Днепре (1905) и других. В поисках своего живописного языка, своей художественной манеры Рерих в это время переходит от контрастной декоративности к тональной масляной живописи.
Он меняет фактуру мазка, стремясь к выразительному монументально-декоративному решению картины. На этом пути он неизбежно должен был соприкоснуться с искусством Врубеля. Особенно волновал Рериха колорит этого мастера - «таинственный голубой цветок» (по его выражению), неувядаемо живущий в искусстве гениального русского художника.
Картина Город строят своей новизной, декоративностью и импрессионистичностью вызвала противоречивые мнения критиков, но была высоко оценена художником В.А. Серовым и рекомендована им Совету Третьяковской галереи для приобретения.
...На высоком берегу широкой полноводной реки, среди глухих лесов и прозрачных озер воздвигаются прочные стены башен из крепких бревен и досок. Солнце клонится к закату, окрашивая теплым коричневым цветом деревянные срубы. Длинные густые тени ложатся на землю. Бодрым ветром тянет с реки, и споро идет работа у людей в белых льняных рубахах. Сам князь наблюдает за стройкой... Может быть, то Ярослав Мудрый, что «начал ставить города по Роси»?
В 1903-1904 годах Рерих совершает большую поездку по России, увенчавшуюся многочисленными этюдами старинных архитектурных памятников. Художник в них стремится прежде всего передать мощь древних каменных сооружений, переживших многие века.
Ростов Великий.. . Часть могучего ансамбля Ростовского кремля. Стены, башни, церкви прочно вросли в землю и слились воедино с этой землей, деревьями и небом. Живая игра света и цвета на крепостных стенах - словно отражение знаменитых колокольных звонов...
По приглашению художественного общества «Манас» в Праге открывается первая заграничная выставка работ Рериха (1905). С этого времени, постоянно дополняемая новыми картинами, «вестниками», по словам мастера, перемещаясь по разным культурным центрам Европы, она надолго остается за границей.
В 1909 году на выставке «Салон» в Петербурге Рерих показал ряд работ, и в их числе Бой (1906), ставший вершиной его творчества 1900-х годов. Всегда взыскательно относившийся к живописи Рериха, художник и художественный критик А.Н. Бенуа отмечал «редкое совершенство исполнения, большую выдержанность техники, ее уверенную простоту».
В картине Бой, написанной темпераментно, в безукоризненно найденной тональности, по словам Бенуа, Рерих «творил свободно, распоряжался одними доступными ему средствами». Разорванные на бесформенные облака темные тучи раскрыли золотое зарево неба, осветившего сцену морского боя. Среди пенистых волн столкнулись в решительной схватке воины в ладьях с поднятыми парусами. Мрачными свидетелями боя стоят одинокие острова с крепостями.
Картина Бой завершила период масляной живописи Рериха. Художник решительно и бесповоротно перешел от одного материала к другому, от масла к темпере. По его словам, «первые картины написаны толсто-претолсто. Сходятся старцы вышли... шершавые и даже острые».
Увидев живопись итальянского художника Джованни Сегантини, использовавшего мастихин, Рерих понял, что можно срезать густо положенный пастозный мазок и таким образом получить плотную эмалевую поверхность. По утверждению художника, «масло вообще скоро надоело своею плотностью и темнотою. Понравилась мюнхенская темпера «Вурма». Этой темперой написаны многие картины до 1914 года. Рериха пленила «воздушность и звучность тонов» темперной живописи.
Он говорил: «Суждено краскам меняться - пусть лучше картины становятся снами, нежели черными сапогами» (имеется в виду выцветание темперы и изменение красочного слоя написанных в те годы картин, выполненных маслом, из-за смешения красок, влияния внешней среды, разложения лака; вспоминался и горький опыт знаменитой картины А.И. Куинджи Лунная ночь на Днепре). Переход от масла к темпере для Рериха был очень важным, он искал более тонких качеств цвета, уходя от его материальной плотности.
следующая страница...
|