На главную    

   Биография

   Живопись

   Хронология    

   Фото архив    

   В поисках    
   Шамбалы    

   "Зажигайте    
   сердца ♥ ♥"   

   Сердце Азии    

   Рерих в    
   Петербурге    

   Статьи о
   Рерихе    

   Статьи
   Рериха    

   Беликов    

   Князева    

   Гостевая

   Музеи

   Ссылки


Николай Рерих
   Николай Рерих
   1939 год




   
  
   

Биография:

Начало
Славянская серия
Путешествие в Европу
Рерих и Индия
Исторические пейзажи
Религия мира
Восточные мотивы

   


   

николай рерих
Николай Рерих

   

  


В 1899 году в имении князей Путятиных произошла его встреча с Еленой Ивановной Шапошниковой (1879-1955), дочерью петербургского архитектора Ивана Ивановича Шапошникова и Екатерины Васильевны, урожденной Голенищевой-Кутузовой. Свадьба состоялась 28 октября 1901 года. По воспоминаниям более позднего времени о Елене Ивановне, у нее были тонкие черты лица с легким румянцем на слегка смугловатой коже щек, карие глаза и пышные каштановые волосы. Ее облик сохранился на немногочисленных фотографиях, на рисунке 1910 года художника В.А. Серова и на нескольких портретах, написанных сыном Николая Константиновича и Елены Ивановны, художником Святославом Николаевичем Рерихом, из них самый известный - 1932 года.
Елена Ивановна обладала многими талантами и главное - личным духовным опытом, на основе которого сложилось мировоззрение, развивавшееся вне ортодоксальной религиозной традиции. Ее детство и юность протекали в годы, когда философ Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900) переживал «лазурные» явления ему Вечной Женственности, Мировой Души; когда нижегородский театральный критик Анна Николаевна Шмидт (1851-1905) создавала мистический трактат под названием Третий Завет, осознавая себя воплощенной Софией, Премудростью Божией, и когда писательница Елена Петровна Блаватская (1831-1891) под руководством Махатм Востока осуществляла замысел по образованию Универсальной религии на основе теософии - мистического учения, хранимого на протяжении тысячелетий Мастерами - Великими Посвященными среди человечества.

Е.И. Шапошникова явилась последовательницей Е.П. Блаватской. Она ощущала себя в духовном контакте с Великими Мастерами как призванная к предназначенной ей миссии.
Мировоззрение, художественная интуиция и научные поиски Н.К. Рериха явились благодатной почвой для восприятия мистического опыта Елены Ивановны и постепенного их соединения в общее самосознание, впоследствии облеченное Рерихом в формулу «практического идеализма».
В 1920 году в Лондоне состоялась встреча Николая Константиновича и Елены Ивановны с их духовным Учителем, Мастером Мориа. Один из заветов, данный в Лондоне, звучал: «Оставьте все предрассудки - мыслите свободно». Эта встреча явилась началом ожидаемой миссии Елены Ивановны, выразившейся прежде всего в написании ею в контакте с Мастером на протяжении ряда лет цикла книг, издаваемых без указания имени автора, получивших название Агни Йога, или Учение Живой Этики.

  
   


Святой Сергий
Радонежский

   


Образ Мастера для Н.К. Рериха стал внутренним духовным центром, которому Рерих посвятил все свое дальнейшее творчество. В живописи Николая Константиновича становится характерным медитативная отрешенность и возвышенность. В 1932 году Рерих пишет картину Святой Сергий Радонежский. На фоне неба с кристаллическими облаками и горы Маковец с Троице-Сергиевым монастырем перед воинским знаменем с образом Спаса Вседержителя стоит святой Сергий - ктитор, основатель Троицкого монастыря, с Троицким храмом в руках на белом плате со знаком из трех кругов. Вокруг головы святого сияет золотой нимб - символ святости и чистоты...
Н.К. Рерих посвятил картину своему духовному Учителю, Мастеру Мориа, нарочито придав лику святого Сергия черты восточного мудреца. Подчеркнутая символическая связь объяснима указанием Мастера уже в первых строках начальной книги нового Учения на свое особое отношение к России. Художник имел намерение представить святого Сергия в облике создателя храма и защитника русской земли.
Образ святого Сергия как вдохновляющий пример «Строителя Русской духовной культуры» занял особое место в живописи Рериха именно после встречи художника с Учителем в Лондоне (Святой Сергий, 1922; Сергий-строитель, 1924; Часовня Сергия, 1931; Сергиева пустынь, 1933). Он звучал мощной оптимистической нотой на фоне все возрастающей темы всемирной эсхатологии в живописи Н.К. Рериха, возникшей еще в 1912-1914 годах и завершившейся мрачным аккордом в картине 1941 года Армагеддон. Прикосновение к миру таинственного как к реальному духовному феномену, ставшее внутренним мистическим опытом, в живописи Н.К. Рериха получило отражение лишь на немногих полотнах (Сам вышел, 1922; Матерь Мира, 1924; Тень Учителя, или Его тень, 1932; Камень несущая, 1933).

Последняя страница...


 Циклы творчества:   Древо преблагое   Страж пустыни   Розовые горы   Меч Гэсера   Печоры   Знаки Христа

"Знания ученого и глубокая интуиция большого художника лежали в основе его замечательных картин. Эмоциональное искусство Рериха почти непередаваемо словами - оно для глаз и для души." (К.Юон)

www.roerih.ru, Николай Константинович Рерих, 1874-1947
Русский художник, философ, путешественник. E-mail - niko(a)roerih.ru


Rambler's Top100