На главную    

   Биография

   Живопись

   Хронология    

   Фото архив    

   В поисках    
   Шамбалы    

   "Зажигайте    
   сердца ♥ ♥"   

   Сердце Азии    

   Рерих в    
   Петербурге    

   Статьи о
   Рерихе    

   Статьи
   Рериха    

   Беликов    

   Князева    

   Гостевая

   Музеи

   Ссылки


Николай Рерих
   Николай Рерих
   1939 год




   
  
   

Биография:

Начало
Славянская серия
Путешествие в Европу
Рерих и Индия
Исторические пейзажи
Религия мира
Восточные мотивы

   


   

roerih
Николай Рерих

   

  


Как-то Рерих сказал о Врубеле: «Нет теплоты близости в дальнем сиянии, но много заманчивости, много новых путей». Эти слова в полной мере приложимы к личности и творчеству самого мастера.
Рерих никогда не писал портретов, натюрмортов, не ставил перед собой чисто формальных задач, он был по преимуществу сочинителем исторического пейзажа и картин, связанных с мифологическими сюжетами. Убедительность исторических пейзажей Рериха - в сочетании научной достоверности с пантеистическим мироощущением, восприятии явлений природы и ее образов как знаков, знамений, их таинственной связи с собственной судьбой. В пейзажах получили отражение его глубокие внутренние переживания, искания в прошлом ответов о будущем, которые в конце концов кристаллизовались в девиз: «Из древних чудесных камней сложите ступени грядущего». Углубленно изучая эпоху каменного века, Рерих, как археолог и художник, испытывал глубочайшее волнение. Он находил особую красоту в предметах жизни древних людей.
Исторические пейзажи в картинах Рериха - своеобразная проповедь «назад к природе!». Современная природа, если в нее не вмешивается неразумная деятельность человека, сохраняет в себе многое неприкосновенным, и потому, созерцая ее, человек нового времени созерцает не только настоящее, но и живое прошлое, на фоне которого, в среде которого прошла жизнь его предков.
Рерих понял, что искусство - это магическое прикосновение к прошлому, а не сухая реконструкция предметов древней жизни, что для изображения исторического пейзажа нужен особый язык.
По признанию художника, он особенно любил картины голландских мастеров, причем «малых» голландцев (их произведения он коллекционировал), но мы не найдем ни в одной работе Рериха ни очевидного им подражания, ни тем более их влияния.

Рерих не только хорошо знал старых мастеров европейской живописи, но, много путешествуя по городам Европы, внимательно следил за состоянием современного ему искусства. Именно широкая образованность давала ему возможность обрести собственную манеру живописца, свой стиль.
У Рериха был своеобразный литературный талант. Он много писал о природе, об искусстве. В своих статьях он выступает не только как художник, но и как общественный деятель, их отличает ясность мысли, твердость убеждений. Поэзия Рериха сокровенна. Ее символика - для узкого круга посвященных.
Сочетание тайны поэзии и публицистической прозы характерно воплотилось в картинах Рериха. В них тайна принадлежит сюжету, выраженному в названии картины. Эти названия глубоко поэтичны, они играют важную роль в восприятии произведения. Художник как бы заставляет зрителя напряженно отгадывать, выискивать нечто в изображении через название картины и постепенно погружает его в мир новых, неведомых образов (Майтрейя, Гэсэр, Шамбала, Чэнрэзи, Гуга Чохан и так далее). Рерих пишет картины-шифры каких-то странных, загадочных понятий и символов. В них или ответы художника на те задачи и цели, что он преследовал на Востоке, или вопросы, обращенные к будущему.

В русский период творчества духовные ценности художника лежали в далеком прошлом, среди «древних чудесных камней». Они воплощались в сказочные картины и исторические пейзажи. На Востоке его главной темой стали духовные понятия, неразрывно связанные между собой и выраженные в двух словах - «Майтрейя» и «Шамбала». Понятия прошлого стали для Рериха глубокими символами настоящего и будущего (по учению позднего буддизма, Майтрейя - будущий Будда, который должен воплотиться в Шамбале). Художник все явления современной ему жизни (революции, войны, стихийные бедствия) преломлял сквозь образы древнего культа, который открыл для себя и через символы которого воспринимал новое время.
На пороге удивительных событий, произошедших в его жизни в 1916 году, Рерих вдохновенно писал:

Звездные руны проснулись.
Бери свое достоянье.
Оружье с собою не нужно.
Обувь покрепче надень.
Подпояшься потуже.
Путь будет наш каменист.
Светлеет восток. Нам пора.

Во многих пейзажах Рериха над горизонтом тянутся длинные гряды облаков, сквозь которые светится то бесконечное, «дальнее небо», к которому неизменно стремилась творческая фантазия художника. Знаменитую фразу Ф.М. Достоевского «Красота спасет мир» Рерих произносил по-своему: «Сознание красоты спасет». Две сокровенные даты в жизни Николая Константиновича Рериха стали особыми, великими вехами в его судьбе и творчестве. Это - 1899 и 1920 годы.

следующая страница...


 Циклы творчества:   Древо преблагое   Страж пустыни   Розовые горы   Меч Гэсера   Печоры   Знаки Христа


  Рекомендуем посетить сайты:

  » 

"Рериха можно сравнить с гигантским деревом, пустившим корни глубоко в одном месте, а свои великолепные ветви раскинувшим широко кругом - по всему миру. Из всех современных народов русские имеют, быть может, самых величайших гениев искусства, и если есть какой-либо великий Ренессанс искусства, в глубоком значении Парфенона, то выявление его выпало на долю России. Русскость Рериха не случайна и соединена с его непрерывным маршем по всему миру". (Барнет Д.Конлан)

www.roerih.ru, Николай Константинович Рерих, 1874-1947
Русский художник, философ, путешественник. E-mail - niko(a)roerih.ru


Rambler's Top100