|
Николай Рерих
|
|
|
1923 год был, пожалуй, единственным в жизни Рериха, когда он не написал почти ни одной картины. Он переходил из мечты в реальность. Он вступал в «дебри Азии». В декабре 1923 года Рерих в Индии. Начался первый этап жизни на Востоке, сравнительно краткий. До осени 1924 года Рерих путешествует по Индии, пишет серию картин Зарождение тайн.
Во время путешествия по Сиккиму, области древнейших буддийских монастырей, он делает большое количество этюдов, разделенных им на две серии - Сикким и Монастыри и ступы. В это время в Америке, в Нью-Йорке, открывается музей его имени. Осенью 1924 года из Индии Рерих возвращается в Соединенные Штаты.
Картины, предметы археологических находок он размещает в нью-йоркском музее. Это еще более привлекает внимание американских и европейских художественных и научных кругов к целям азиатских экспедиций Рериха.
В декабре 1924 года он снова в Индии. Новый этап, ознаменовавшийся трехлетней Центрально-азиатской экспедицией (1925-1928), был самым значительным в жизни Рериха. Поискам, порою рискованным, русско-индийских связей на тропах Центральной Азии Рерих посвятил книгу Алтай - Гималаи.
В планы маршрута входило путешествие по Алтаю. Путь на Алтай лежал через Москву, и потому в 1926 году Рерих с семьей, после переговоров с советским правительством, приезжает в Россию. В Москве он преподносит в дар ряд своих картин из серии Майтрейя. Приезд художника освещался в тогдашней московской прессе.
О Николае Константиновиче, как о сохранившемся в памяти соотечественников известном человеке, в газете «Вечерняя Москва» (24 июня 1926) писалось: «Знакомые, мало изменившиеся линии головы, здоровый молодой цвет лица, веселые живые глаза, суховатая фигура и быстрые движения - таков внешний облик только что вернувшегося из дальних и долгих (около 10 лет) странствований художника Н.К. Рериха».
В Москве Рерих встречается с художниками и политиками, в беседах он выражает свое желание в будущем возвратиться на родину. Этим намерением впоследствии Рерих постоянно делился с художником И.Э. Грабарем в переписке, длившейся с 1938 по 1947 год.
Уникальные материалы, собранные в результате экспедиции, частью были отправлены в Америку, частью ждали обработки в основанном Рерихом в 1928 году в Индии институте гималайских исследований «Урусвати». Рядом с институтом, в долине Кулу, стала постоянно жить семья художника.
Еще в России Рерих начал движение за охрану памятников старины и памятников культуры. В 1929 году по его предложению был разработан проект Пакта, который предусматривал защиту исторических, культурных и научных памятников в военное время. Пакт Рериха получил широкую поддержку многих известных деятелей культуры и науки, в разных странах были образованы постоянные комитеты Пакта, проводились международные конференции. Рерих был выдвинут в кандидаты на Нобелевскую премию мира.
Идеи Пакта, сохранив актуальность, постепенно возродились после Второй мировой войны.
Всюду, где бы ни проходил художник, его путь сопровождался картинами и этюдами, объединявшимися в большие серии, но, пожалуй, самой грандиозной стала Гималайская серия. Рерих писал ее с первой встречи с Гималаями до конца жизни. Этюды Гималайских гор, освещенных солнцем, окутанных облаками, покрытых снегом, погруженных в синеву ночи, одиноких, величественных, стали мощной симфонией цвета, созданной высшим напряжением духа художника, апофеозом всего его творчества.
Рерих в живописи стремился к максимальной чистоте тона, яркости цвета, к изысканной красоте. Используя поразительные возможности темперы не только известных европейских фирм Лефранк и Джордж Роуней, но и ламаистских художников Монголии и Тибета, он раскрывал ее широчайшую цветовую амплитуду от мягких бархатистых тонов в картине Ашрам до пронзительно звонкого цвета в картине Меч Гэсэра. В картинах и этюдах гималайского цикла Рерих переходит от дробящегося цвета земных предметов к локальному цвету Космоса.
Он видит золотом или серебром светящуюся Землю в голубых космических просторах (Меч Гэсэра, Гуга Чохан). Современниками Рерих воспринимается человеком космического сознания. Они называют живописный мир Рериха «Державой» (Леонид Андреев), его самого величают «Мастером Гор» (Барнет Д. Конлан).
Наступил 1947 год. Фотографии этого года, сохранившие образ Рериха, производят сильное впечатление. Несмотря на недомогание, его взгляд полон необычайной силы. Глаза передают глубокую внутреннюю сосредоточенность, настойчивую, упорную мысль, мощные усилия воли. 13 декабря 1947 года Рериха не стало.
В древней долине Кулу, родине эпических сказаний индийского народа, стоит камень с надписью на санскрите: «Тело Махариши Николая Рериха, великого друга Индии, было предано сожжению на сем месте 30 махгар 2004 года Викрам эры, отвечающего 15 декабря 1947 года. ОМ РАМ».
следующая страница...
|