На главную    

   Биография

   Живопись

   Хронология    

   Фото архив    

   В поисках    
   Шамбалы    

   "Зажигайте    
   сердца ♥ ♥"   

   Сердце Азии    

   Рерих в    
   Петербурге    

   Статьи о
   Рерихе    

   Статьи
   Рериха    

   Беликов    

   Князева    

   Гостевая

   Музеи

   Ссылки


Николай Рерих
   Николай Рерих
   1939 год




   
  
   

Биография:

Начало
Славянская серия
Путешествие в Европу
Рерих и Индия
Исторические пейзажи
Религия мира
Восточные мотивы

   


   

николай рерих
Николай Рерих

   

  


Картина Тень Учителя Рерихом написана в том же 1932 году, что и Святой Сергий Радонежский. Созерцание явления тени Учителя, подающего благословение, возвышается художником до степени благоговейного ее почитания, как иконы на камне. Очевидное сходство фигуры св. Сергия с тенью Учителя, возникшей на фоне локально-холодного, торжественно-строгого второго горного плана с возносимыми в космическое пространство снежными вершинами, порождает загадочную контаминацию - смешение образов, символ неразрывной связи Прошлого с Настоящим. Эту связь художник зачарованно усматривал в неизменно волновавшем его каменном царстве Земли.
«Странно подумать, - писал он еще в 1908 году, - что, быть может, именно заветы каменного царства стоят ближе всего к исканиям нашего времени». Тогда же художником и поэтом Максимилианом Александровичем Волошиным прозорливо замечено, что «...дух Рериха... исключительно близок царству камня...».
На протяжении всей жизни Н.К. Рерих хранил в себе священный культ Камня, возникший в нем при первых археологических раскопках на Севере России, где им были найдены предметы каменного века. В картинах Рериха каменные знаки древности обретали актуальную значимость эсхатологических символов. Так, по свидетельству самого художника, сюжетом для картины Меч Гэсэра (1932) послужило изображение меча на камне, найденное возглавляемой им Центрально-азиатской экспедицией в древнем урочище в Тибете. Обнаруженный археологический памятник тибетской культуры, запечатленный на картине, для современных художнику тибетцев и монголов обретал значение прокламации, провозглашения.
Рерих знал, что подобные мечи на скалах в Тибете и Монголии местными жителями приписывались эсхатологическому герою Гэсэр-хану, а самим мечам - магическое свойство оружия, хранимого до наступления пророческих сроков пришествия в мир Героя. Таким образом, в картине Рериха одновременно получали отражение, как культурное прошлое, так и связанная с ним современная вера буддийско-ламаистской Центральной Азии и Тибета.

  
   


Меч Гэсэра, 1932

   


Перед домом художника в долине Кулу стояло древнее каменное изваяние конного индийского князя по имени Гуга Чохан. Подобные изваяния имели распространение в Раджастане, одной из самых в прошлом воинственных областей Индии. Скульптура не раз служила моделью для картин Рериха. На полотне 1931 года - Гуга Чохан на фоне Гималайских гор и пышно цветущих деревьев долины Кулу. Картина - своеобразный гимн красоте северной Индии, стране, которую Рерих любил не менее России. Свои молитвенно-экстатические чувства к Индии он выражал в словах: «Вся прекрасная Индия, позволь еще раз послать тебе привет за все то влекущее и вдохновляющее, которым наполнены твои и луга, и рощи, и старинные города, и священные рощи, и великие люди».
Отправляя в Америку и в Европу картины, написанные в Индии на «восточные мотивы», Н.К. Рерих стремился посвятить мир в свою сокровенную, сказочно-поэтическую религию волшебного Камня, исключительную в своем роде, заманчиво волнующую «архаику» человеческой души и фаустовскую неутоленную жажду знаний.
Возникшее во второй половине XX века понятие «русский космизм» включает в плеяду его представителей и Н.К. Рериха, но космизм Рериха «русский» не в том, что он был русским по происхождению, но, прежде всего в восприятии им географической, исторической и духовной масштабности России как вселенской, в перспективе ее «космической» будущности.

Чувство космизма, переживаемое наиболее чутко теми, кто воспринимал начало Нового времени на «смене вех» двух грандиозных эпох как состояние пророческого вдохновения, выразилось в патетических словах современника Н.К. Рериха поэта В.В. Маяковского: «Никому не дано знать, какими огромными солнцами будет освещена жизнь грядущего. Может быть, художники в стоцветные радуги превратят серую пыль городов, может быть, с кряжей гор неумолчно будет звучать громовая музыка превращенных в флейты вулканов, может быть, волны океанов заставим перебирать сети протянутых из Европы в Америку струн».

(Биография художника Николая Рериха - текст Анатолия Михайловича Лукашова)

На первую страницу...


 Циклы творчества:   Древо преблагое   Страж пустыни   Розовые горы   Меч Гэсера   Печоры   Знаки Христа

"Деятельность Рериха была подвигом во имя развития мировой культуры. История XX века, пожалуй, не знает имени другого художника, который сделал бы так же много в этой области, как он". (Валентина Князева)

www.roerih.ru, Николай Константинович Рерих, 1874-1947
Русский художник, философ, путешественник. E-mail - niko(a)roerih.ru


Rambler's Top100